Украинская политика на протяжении последних месяцев умерла как вид. Украинской политики не существует – если принимать во внимание и понимание политики как борьбы за власть (никакой борьбы нет, есть единоначалие, подчиненное интересам единого Центра принятия решений), и понимание политики как системы отношений между институтами (по той причине, что большинство политических институтов заменены одним-единственным – Офисом президента). Это и понятно – война требует мобилизации всех ресурсов и централизации системы принятия решений. Именно поэтому мы не наблюдаем всего того спектра политических эмоций, к которому привыкли до 24 февраля 2022 года. Значительная часть политиков попросту деактуализировались. Других на эфиры телеканалов пускают дозированно (единый телемарафон стал удобным инструментом, завершающим процесс монополизации эфира одной политической силой). Третьим попросту нечего сказать – в условиях военного времени они не смогли найти себя.

Но это не значит, что с исчезновением политики в Украине исчезли политические интриги. Интриг как раз более чем достаточно. И наиболее ярким примером служит ситуация вокруг председателя Службы безопасности Украины Ивана Баканова. 

Иван Геннадьевич пришел в СБУ «со стороны» — у него не было опыта работы в столь закрытой структуре со своим внутренним кодексом и механизмом взаимодействия. Но у Ивана Геннадьевича был статус личного друга президента, которому Владимир Зеленский доверял на все сто процентов. Шутка ли – вместе с самого детства, выросли в одном дворе, всю жизнь поддерживали друг друга. «Справится», — решил президент. «Надорвется через месяц», — решили большинство экспертов, которые считают, что посвящены в дела украинских спецслужб. «Скорее всего, для Баканова это трамплин в ожидании новой должности», — писали другие эксперты – из тех, кто привыкли к «паркетной» политике. Именно поэтому Баканову на протяжении последних трех лет постоянно пророчили переход то на должность секретаря СНБО, то на пост генерального прокурора – куда угодно, лишь бы освободить кресло в кабинете на Владимирской, 33. 

Баканов, не смотря ни на что, оставался на своем посту. За это время сменились два правительства, два генеральных прокурора, два главы Офиса президента, два руководители военной разведки, четыре руководителя внешней разведки. Баканов продолжал сидеть в своем кресле – не смотря на то, что казался наиболее уязвимой (в профессиональном плане) фигурой.  

И вот в апреле 2022 года, в разгар боевых действий, в интернет-сообществе и в телеграм-каналах начала циркулировать информация о том, что президент вот-вот снимет с должности Ивана Баканова. При этом слух подавался как достоверная информация и практически свершившийся факт. В преемники Баканову прочили 39-летнего бригадного генерала Василия Малюка, которого в самом начале войны назначили первым заместителем председателя СБУ (ранее Малюк возглавлял Главное управление по борьбе с коррупцией и организованной преступностью СБУ, а также менее месяца был заместителем министра внутренних дел) – мол, Малюк близок к Андрею Ермаку и именно Малюка хочет видеть в кресле председателя СБУ всесильный Ермак. Мы не будем утверждать, что существует некая ментальная близость между Ермаком и Малюком – мы лишь подчеркиваем слух, распространявшийся в социальных сетях и многими воспринимаемый на веру. 

Масла в огонь подлила ситуация вокруг бывшего заместителя Баканова, генерала Андрея Наумова, сбежавшего из Украины за несколько часов до начала боевых действий и отказавшегося возвращаться в страну. Зеленский объявил Наумова предателем и лишил генеральского звания. В середине июня Наумов был задержан в Сербии, что снова вызвало серьезный ажиотаж в Украине – известны более чем тесные отношения сербских и российских спецслужб, а Наумов мог бы рассказать много лишнего. 

Этому скандалу предшествовал другой, в котором опять же фигурировал тот самый Наумов: в январе 2021 года было раскрыто покушение на Наумова, организатором которого был якобы полковник СБУ Дмитрий Нескоромный. Сам Нескоромный сбежал за границу и начал активно обличать многих высокопоставленных лиц в украинской власти. 

Наумов считался одним из наиболее близких и доверенных лиц в окружении Баканова. Понятно, что его бегство не могло не бросить тень на самого Баканова. 

Ивану Геннадьевичу припомнили многое. В первую очередь был запущен слух, что с началом боевых действий и сам Баканов находился то ли в Австрии, то ли в Испании. Позже оказалось, что это неправда, и Баканов никуда не выезжал, находился на месте. Но информация распространялась по принципу старого одесского анекдота: «Рабинович, говорят, ваша дочь – проститутка!». — «Но у меня нет дочери, только сыновья». – «Ну пойдите теперь и попробуйте рассказать это Одессе». 

В информпространство вбрасывали даже слух о «квадроциклах Баканова», которые тот якобы спасал от русских, отправляя на задание едва ли не весь личный состав СБУ. 

В данном случае стоит задаться основным вопросом римского права – qui prodest? Кому выгодно?

Версий может быть множество.

Первая версия, которую, в принципе, пытается продвигать сама СБУ – российский след. Российские спецслужбы провели специальную операцию, направленную на нейтрализацию Баканова и дезориентацию общественного мнения – чтобы вывести из игры Службу безопасности Украины. Честно говоря, так себе версия: будь я Бортниковым (Нарышкиным, Костюковым или каким-либо другим руководителем российской спецслужбы), то информационный удар наносил бы по военному командованию или же по президенту государства-противника. Каков профит России от нейтрализации Баканова? Это внутренняя история, которая вряд ли может нарушить боеспособность украинской армии. Куда более перспективно было бы раздувать конфликт между генералом Валерием Залужным и Андреем Ермаком, сталкивая лбами руководство страны и военное командование. 

Версия вторая: информацию о возможной отставке Баканова запускает офис президента. Эта версия более правдоподобна. Слишком уж характерный «почерк». Но в условиях войны представить себе, что Андрей Борисович Ермак разрабатывает схемы замены председателя СБУ – вместо того, чтобы вместе с президентом и главкомом разрабатывать схемы деоккупации Херсона или контрнаступления на Донбассе – это за гранью добра и зла. Ну не может же Андрей Борисович при всей его любви к власти в столь грозное время играть в такие игры. 

Версия третья: распространение информации об отставке Баканова – это работа некоторых подчиненных самого Баканова, которым не терпится «выгнать тятю из двухспальной, где их сделали, кровати», как писал Иосиф Бродский. Но учитывая то, что Баканов сегодня фактически уравновесил интересы различных групп влияния в СБУ, назначив «разнополюсных» заместителей, отставка председателя может привести к серьезнейшему внутреннему конфликту и к управленческому кризису в спецслужбе. 

Версия четвертая: данная информация – банальная журналистская «утка». Просто стало скучно жить без политических новостей, а новости с полей сражений тревожны. Вот и решили разбавить. Хотя в эту версию верится еще меньше, чем в первую. 

Одним словом, как говорил герой старого советского анекдота, «никто никуда не идет». Баканов продолжает сидеть в своем кресле.

Но вообще эта статья не о Баканове. Баканов – это иллюстрация к процессам, которые наблюдаются в информационном и политическом пространстве Украины. Политический вакуум порождает политиканство, фрондерство, догадки, сплетни, интриги. И чем более тяжелой становится ситуация на фронте, тем более охотно некоторые игроки включаются в процесс продуцирования интриг. По большому счету, это наблюдалось неоднократно в разных странах, в разные времена – посмотрите на историю войн в разрезе политической истории. 

И возникает в таком случае один только вопрос: не стоит ли оставить все эти интриги до конца войны? Но этот вопрос – к президенту, так как конечная цель любой интриги, от кого бы она не исходила, – добиться его высочайшего росчерка пера под указами об отставках и назначениях. 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь