Российские войска у границы с Украиной не готовятся к вторжению. Оно просто бессмысленно. Захват территории, опустошённой её антинациональными и коррумпированными правящими элитами, — один из худших сценариев. Войска находятся там, чтобы предотвратить возможный штурм республик Донбасса. Если это произойдет, киевская армия будет уничтожена, а то, что осталось от уже несостоявшегося государства, скорее всего, рухнет. Эти войска и другие военно-технические средства, как красиво выразились российские генералы, нужны для усиления давления не на марионеток, а на кукловодов.
Россия может рассчитывать на значительно возросший военный потенциал, что, вероятно, даст ей то, что западные эксперты называют «эскалацией доминирования» в Европе и в других областях, представляющих жизненно важный интерес. Мы также знаем, что статья 5 Организации Североатлантического договора абсолютно никчемна — прочтите — несмотря на лавину заверений. И США ни при каких обстоятельствах не стали бы воевать в Европе против ядерной страны, рискуя получить сокрушительный ответ. Я изучал историю развития ядерной стратегии США. Кроме того, Россия стоит спина к спине с Китаем, что значительно усиливает военно-политические возможности обоих стран.
США и НАТО по-прежнему отвергают справедливые российские предложения прекращение дальнейшего расширения НАТО, которое рассматривается как абсолютно недопустимое и грозящее большой войной, развёртывание наступательных вооружений в Восточной и Центральной Европе, возврат к статусу-кво 1997 года, когда был подписан Акт между Россией и НАТО. Контрпредложения США о переговорах о мерах доверия и контроле над вооружениями звучат лестно, но во многом лишены смысла – это мы уже проходили.
«Доверие может начать восстанавливаться только тогда, когда будут соблюдены основные интересы России».
Будучи слабыми и доверяя нашим западным партнерам, мы также причастны к созданию нынешней предвоенной ситуации – такого больше не повторится.
Мы также знаем, что если НАТО и было оборонительным союзом, то после бомбардировки того, что осталось от Югославии, агрессии большинства членов альянса против Ирака, агрессии против Ливии, он переродился, став агрессивным, оставив после себя сотни тысяч мёртвых и опустошенных территорий.
НАТО не представляет непосредственной угрозы. Мы наблюдали его боевые возможности в Афганистане. Но мы видим в этом опасный вирус, распространяющий воинственность и процветающий на ней. Также очевидно, что чем ближе он подходит к нашим границам, тем более опасным он может стать. Россия разгромила все европейские коалиции, пытавшиеся победить Россию — последнюю во главе с Наполеоном и Гитлером. Но мы не хотим новой войны. Пусть даже и не на нашей территории.
Европейская система безопасности, в значительной степени выстроенная Западом с 1990-х годов, когда мирный договор после окончания предыдущей «холодной войны», ещё не был подписан, опасно неустойчива.
Есть несколько путей решения точечной «украинской проблемы». Возврат таких стран, как она, к постоянному нейтралитету, юридические гарантии со стороны нескольких ключевых стран НАТО никогда не голосовать за дальнейшее расширение блока. У дипломатов, я полагаю, найдётся и несколько других. Мы не хотим унизить Брюссель, настаивая на отказе от его ошибочного призыва к бессрочному расширению НАТО. Мы все знаем, чем закончилось унижение Версальского договора. И, конечно же, выполнение Минских соглашений.
Но задача стоит намного шире: построить жизнеспособную систему на руинах настоящего. И, разумеется, не прибегая к оружию. Вероятно, в более широких рамках Большой Евразии. России нужен безопасный и дружественный западный фланг в будущей мировой конкуренции. Европа без России – или даже против неё – стремительно теряет свои международные позиции. Многие предсказывали такой сценарий в 1990-х, когда предложение России интегрироваться с, а не в, было отвергнуто – мы слишком большие и гордые. Но всегда есть шанс.
Оригинал публикации: It Is Not About Ukraine