25 декабря 1997 года в США вышел фильм под названием «Хвост виляет собакой» («Wag the dog»). В нем рассказывается, что президент США попадает в секс скандал. Чтобы хоть как-то отодвинуть в сторону данный кризис и не допустить падения рейтингов, команда советников создает в инфопространстве албанскую террористическую группу, которая несет угрозу для США. В публичной плоскости разрабатывается модель боевых действий, где участвует американская армия, даже с погибшим героем.  В результате все получилось, кризис решен. Интересно, сколько еще лет будет актуальным данный шедевр кинематографа?

На протяжении последних полугода, в информационном пространстве со всех каналов «трубит» новости о стягивании российских войск на границу с Украиной. Идет постоянное нагнетание ситуации. Все западные партнеры в панике. Только ленивый не написал или не сделал публичного заявления об угрозе нападения.

Еще более активно об этом начали говорить последние две недели, особенно со стороны США. Даже карту вторжения нарисовали, фото дислокации войск на границе Украины, кадры с эшелонами военной техники. Зачем было так повышать градус давления? И вот свершилось: 7 декабря, в рамках онлайн-саммита, президент Джо Байден провел переговоры с президентом Владимиром Путиным. Как много ожидалось от этой встречи. Сколько было разговоров. Что мы видим в итоге? Украина стала одной из главных тем встречи. Лидеры двух стран более 2 часов обсуждали Украину? Кто в это поверит? Даже если это и так (минутка самолюбования), то, где итоговые результаты? То, что опубликовал Белый дом в одном абзаце? Понятно, что там не должен был быть план реинтеграции Донбасса по пунктам, но тем не менее. Конкретики явно не хватает, с учетом ожиданий и глубины пафоса, которые распылялись на все информационные СМИ Украины.

Очень показательно, что практически сразу после переговоров стало известно, что из согласованного двумя палатами американского конгресса проекта оборонного бюджета США, вычеркнули санкции против «Северного потока — 2», 35-и российских граждан из окружения Путина и убрали запрет на приобретение долговых облигаций РФ. Совпадение или закономерность? Видно, что когда есть желание, то можно все быстро решить, но что от этого получит Украина? Всеобъемлющую обеспокоенность и военную помощь, которые не на йоту не приблизят к разрешению конфликта. Более того, абсолютное отсутствие активного участия Украины в решении своего вопроса. Ни консультаций, ни звонков, не говоря уже о делегациях. Абсолютная иллюстрация формата коммуникации: «метрополия-колония». Как следствие, максимально концентрированное выражение озабоченности от наших западных друзей, которую мы получили по ситуации с Северным потоком 2. И всегда настаивают на выполнении Минских договоренностей.

Что мы видим в результате: очередной круговорот пустых заявлений и угроз. Вектор «от эскалации до перемирья», который постоянно использовал пятый Президент Украины, уверенно перешел в плоскость мышления Владимира Зеленского. Модус «эскалации» − для перевода фокуса внимания от насущных проблем в стране, модус «перемирья» − в копилку «перемог» Президента, стабилизация рейтингов. Для решения тактических задач, данная модель себя оправдывает. Но стратегически, мы все больше ныряем в омут зависимости от настроений коллективного запада. И как только Банковая пытается поиграть в свою игру, от партнеров прилетают «панама пейперс» или же «вагнергейты». 

Есть все индикаторы утери геополитических позиций США. Начиная с Афганистана, заканчивая конфликтом на Донбассе, мы видим, что у американской политической элиты нет консенсуса в понимании действий во внешней политике. Но если говорить об Украине, то этот вакуум обязательно нужно заполнить. И для этого на помощь приходит Великобритания, с которой Украина начала очень тесно сотрудничать, особенно в сфере ВПК. Мы четко понимаем, что речь идет не о благотворительности и филантропии. Это кредиты или займы под проценты и обязательства. Совсем недавно Владимир Зеленский радостно заявил о дополнительной военной помощи в 1 миллиард фунтов от Британии.  Но дьявол в деталях: строительство 8-и военных катеров в Британии, строительство 2 военных баз в Очакове и Бердянске (что полностью нарушает Конституцию Украины (ст.17, п.4)) и покупка 2-х боевых кораблей. Что в результате получает Украина и Британия? Чувствуем и еще почувствуем разницу…И это только по одному из соглашений о «помощи».

Важно отметить, что пока власть ищет «зраду», старых или новых партнеров, союзников, мы теряем ценное время. Больше семи лет идет конфликт на Донбассе. Пускай нет политического консенсуса в решении вопроса, но где гуманитарные и социальные инициативы? 

Здесь происходит важная коллизия. С одной стороны, там наши граждане, они хотят вернутся в Украину, мы хотим вернуть наше пространство, но никаких инициатив, программ поощрений, помощи на государственном уровне нет. С другой стороны, исходя из официальной риторики, «адекватных» граждан там уже нет. Получается, зачем отвоевывать территории, если на них проживают «не наши» граждане? Во всем полный бардак.

Но мирные люди не могут бесконечно ждать, когда Украина будет им хоть что-то предлагать, чтобы они действительно хотели вернуться. К сожалению, со стороны РФ инициатив больше. Часто слышим в информационном пространстве о гуманитарной помощи, открытии рынков России для товаров из неподконтрольных Украине территорий, доступ к выборам в Госдуму. А у нас запретили даже на подконтрольных территориях голосовать на местных выборах в 2020 году, а это более 300 тыс. человек. Из таких прецедентов формируются «замечательные» пропагандисткие инфоповоды. И это только один из примеров. Пока наши прекрасные партнеры будут искать «хвосты для виляния собакой», мы будем терять наших людей, как в буквальном, так и фигуральном смысле. Ведь культурных инициатив тоже мизер. Пока мы будем кричать, что при власти в Беларуси «диктатор», и это «зрада» сотрудничать экономически с этой страной, граждане Украины будут переживать из-за веерных отключений электроэнергии в 21-ом веке, которые называют «плановыми ремонтами электросетей». И эта вся мимолётная игра в политику очень дорого обходится нашим гражданам. 

Перспективным геополитическим вектором может выступать ориентация на Турцию. Недавняя инициатива президента Эрдогана выступить посредником между Украиной и Россией в урегулировании конфликта на Донбассе является первым ярким маячком о переформатировании коммуникации в данном вопросе. У нас есть много общего, есть история, нашумевшие байрактары, туризм, потенциальные экономические проекты. Также в культурной, ментальной плоскости, Турция нам понятней, не говоря уже о сильной позиции в регионе. Такое сотрудничество может быть полезным при выработке паритетных правил игры на взаимовыгодных условиях.

Тем не менее, при анализе любых конфигураций с участием других стран, маловероятно что решение вопроса сдвинется с места. Ведь каждая страна, которая будет вписываться в этот конфликт, будет всегда исходить из своих национальных интересов. Нам нужно четко осознать: конфликт происходит на территории Украины, решения конфликта – прерогатива исключительно украинской власти. Любая иная страна всегда будет ратовать за выполнение Минских договоренностей и учитывать личные суверенные интересы. Многочисленные выпады от наших партнеров очень красноречиво это подтверждают.

Украина сможет урегулировать конфликт, использовав исключительно свою политическую волю и государственный интерес, путем прямых переговоров с Россией. Других выходов нет. До тех пор, пока эта формула не будет применена, мы будем терять своих граждан.

Как к этому прийти? Последние годы происходит тотальная деградация институтов государственной власти. Причина: отсутствие качественного образования. Нет профессиональных госуправленцев для выработки четкого механизма принятий государственных решений. В этом году произошло расформирование Национальной академии государственного управления при Президенте Украины. Это была самая главная «кузница кадров» для государственного управления. Академия перешла на баланс Киевского национального университета. Много профессионалов было уволено. Как без научной и образовательной базы мы можем требовать профессиональной публичной политики и администрирования? Какие бюджеты выделяются на образование в целом? Эти цифры ничтожно малы и несопоставимы с запросом. Это первая плоскость проблемы. 

Вторая плоскость – идеологическая ориентация. Практически всю историю независимой Украины, представителей политической и интеллектуальной элиты пытались втянуть (добровольно или латентно-принудительно) в дифференциацию «Запад-Восток». И с каждым приходом новой политической команды, они начинали обслуживать интересы внешних игроков и определенной таргетированной группы населения. Еще сильнее эта модель начала функционировать после революции гидности, что привело к острому противостоянию друг к другу. И эта одна из самых сильных наших ментальных слабостей, которая формировалась столетиями. Постоянные междоусобицы формировали плацдарм для прихода «друзей из вне» для оказания помощи. И, как видим, ничего существенно не изменилось. Вот только Украине от этого не лучше. Поэтому во власти должны быть не «прозападные» или «провосточные» политики, которые нацелены на раскол нашей страны, а проукраинские политики! Их национализм должен быть построен на постулатах патриотизма, а не шовинизма (пользуясь дифференциацией В.Липинского). Элита, которая может формировать национальную идею, вектор позиционирования страны, умеет брать ответственность, и по закону выполнять свои обязанности. Не имеет значения, это «новые», «старые» лица, главное − ориентация на сложные решения. Настоящие патриоты, которые болеют за нашу страну, не боятся потери рейтингов, принимают решения исключительно в национальных интересах, а не в угоду внешних сил. Чтобы эту романтическую картинку вывести в конструктивное поле, нужно, в первую очередь, провести аудит страны (правда, не такой, о котором анонсировал Владимир Александрович Зеленский). Речь идет о принятии закона о лоббизме, а также закона об иностранных агентах (по примеру американского FARA, который был принят еще в 1938 году). Эти законодательные инициативы помогут вывести на чистую воду многих деятелей, которые приносят вред нашему государству. И обязательное дополнение: нужно погасить все задолженности по кредитам и не брать новых, чтобы мы могли отстроить нашу субъектную повестку. 

Однозначно, это сложная и долгоиграющая стратегия. Но, если продолжать находится в нынешней матрице отношений, мы и дальше будем слушать указания что и как делать, быть самой бедной страной Европы, конфликт на Донбассе будет продолжаться, а вдохновение людей смотреть на постоянные «собачьи хвосты» может перерасти в угасание последней надежды жить в сильной, процветающей и, по-настоящему, независимой Украине.

  

  

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь