В Германии завершился подсчет голосов на всеобщих парламентских выборах, и федеральная избирательная комиссия опубликовала предварительные результаты подсчета протоколов во всех 299 округах. Парламентские выборы в ФРГ закончились провалом для правящей партии ХДС, которая окончательно утратила  роль народной партии.

 Наибольшее количество голосов на выборах набрала Социал-демократическая партия Германии (СДПГ) – 25,7%.  Блок ХДС-ХСС набрал 24.1%, «Зеленые»-14,8%, Свободная демократическая партия (СвДП)- 11,5%, правые популисты из «Альтернативы для Германии» — 10,3% и партия «Левые» -4,9%. По сравнению с выборами 2017 года результат ХДС/ХСС  ухудшился на 8,9%. СДПГ получила на 5,2%  больше,  «Зеленые» тоже улучшили свой результат на 5,9%, а «Альтернатива для Германии» и «Левые» соответственно потеряли 2,3% и 4,3%. Явка на выборах составила 

Бундестаг будет состоять из 739 депутатов. СДПГ получит 206 мандатов, ХДС/ХСС – 196, «Зеленые» — 118, у СвДП  будет 92 места, у «Альтернатива для Германии»- 83, и «Левые» получат 39 мандатов. 

Парламентские выборы  стали для Германии своеобразной вехой. Во-первых, они подвели черту 16- летнему правлению Ангелы Меркель. Во-вторых, находящуюся 8 лет у руля коалицию ХДС/ХСС и СДПГ, скорее всего, сменит коалиция, состоящая из трех политических сил. В-третьих, выборы в Германии носят определяющий характер и для Европы. ФРГ не только неформальный лидер Евросоюза, но и первая экономика объединения. И от позиции нового правительства в Берлине будут зависеть и принимаемые Брюсселем решения. На ход избирательной кампании влияли и внутренние и внешние факторы. Прежде всего, это пандемия, четвертая волна которой должна достичь полной силы в Германии к концу сентября, и наводнения на западе страны в середине июля, уничтожившие инфраструктуру десятков населенных пунктов и приведшие к смерти более 200 человек. Кстати природная катастрофа могла бы принести дополнительные политические очки преемнику Ангелы Меркель Армину Лашету. К середине июля он и без того был фаворитом в гонке за пост канцлера, а будучи премьер-министром федеральной земли Северный Рейн—Вестфалия, мог бы проявить свои лучшие качества как человек и как руководитель. Однако стоило Армину Лашету неуместно рассмеяться в ходе траурной церемонии в память о жертвах наводнения на западе страны, как рейтинги его партии резко просели. Говоря об особенностях избирательной кампании,  Financial Times удивляется, что такой важный критерий (особенно во времена пандемии), как экономика, мало учитывался практичными немцами при голосовании. Иначе трудно объяснить ситуацию, при которой мяч оказался на стороне мелких партий, которые и будут решать судьбу коалиции. 

Пока же до формального объявления новой коалиции госпожа Меркель продолжит исполнять свои обязанности. Если раньше коалиционные переговоры могли уложиться в месяц, то после прошлых выборов они заняли почти полгода. Эксперты и на этот раз ожидают, что переговоры затянутся до Рождества — тогда Ангела Меркель побьет рекорд Гельмута Коля по нахождению в кресле канцлера.

СДПГ вернулась и взятие Берлина!

«СДПГ вернулась! — радостно объявил генеральный секретарь партии Ларс Клингбайль.— Олаф Шольц должен стать канцлером». По мнению большинства экспертов, во многом именно он обеспечил своей партии хороший результат. Если бы канцлера в Германии выбирали напрямую, Олаф Шольц победил бы в них с большим отрывом. «Я очень доволен результатами выборов, это наш большой успех,- заявил он сам, поднявшись на сцену.- Граждане Германии отдали свои голоса СДПГ, потому что они хотят перемен, потому что они хотят, чтобы следующим канцлером Германии стал Олаф Шольц». Напомним, что Олаф Шольц — известный и опытный политик. С 2018 года он занимает сразу две должности в правительстве — вице-канцлера и министра финансов. Перед выборами эксперты предрекали, что СДПГ под его началом улучшит свои позиции.

Еще одна победа, которую социал-демократы могут занести себе в актив – это взятие Берлина! Кандидата от СДПГ Франциски Гиффай станет первой женщиной, которая займет должность мэра Берлина, а сама партия в столице Германии  набрала 21,4% голосов, за ними следуют «Зеленые» с 18,9%, а блок ХДС/ХСС Меркель оказался лишь на третьем месте, набрав 18,1% голосов. Президент США Джо Байден, узнав о результатах выборов в бундестаг, на успех СДПГ отреагировал по-американски: «Черт возьми… Они стойкие».

Но самой большой неожиданностью стала победа СДПГ в земле Мекленбург-Передняя Померания, которую более 30 лет представляла в парламенте Ангела Меркель. Тот факт, что жители этой федеральной земли отдали свой мандат не однопартийцу Меркель, которая в этот раз не баллотировалась, а депутату от совершенно иной партии, эксперты объясняют популярностью лично Меркель, а не ХДС в целом. На этом фоне провальный общефедеральный результат ХДС/ХСС выглядит вполне закономерным. 

«Мы не можем быть удовлетворены результатами»,— признал еще в воскресенье вечером 26 сентября, вскоре после публикации первых экзит — полов, премьер-министр земли Северный Рейн—Вестфалия, лидер ХДС Армин Лашет. В тот момент телеканал ARD прочил консерваторам и социал-демократам по 25% голосов, но ХДС/ХСС еще рассчитывали получить на несколько депутатских кресел больше. По мере обновления экзит-полов стало очевидно, что его партия показывает худший результат в своей истории, и многие его однопартийцы не скрывали своего разочарования, говоря о «катастрофе» и риске «потерять статус народной партии». Четырьмя годами ранее Ангела Меркель была не слишком довольна, набрав почти 33%. Теперь же первые результаты показывали потерю восьми процентных пунктов. Тем не менее, Армин Лашет решил не терять надежду на канцлерство и концентрируется на переговорах по коалиции, которую хочет возглавить. «Мы все поставим на то, чтобы сформировать правительство под руководством ХДС/ХСС»,— объявил он. Председатель ХДС старался выдавить улыбку, но куда более говорящим было лицо Ангелы Меркель, которая молча, ушла с трибуны. Ее партия на выборах показала худший результат в современной истории. Даже в Баварии Христианский союз сильно просел! А  ведь там они беспрерывно правят со времен Второй мировой войны.

А вот у «Зеленых» для радости был повод: по итогам голосования партия показала лучший результат за всю свою историю, набрав 15% голосов. Для сравнения, прошлый рекорд был достигнут на выборах в 2009 году, и составил 10,7%.  Несмотря на то, что это лучший исторический показатель партии, кандидат от «Зеленых» Анналена Бербок, сообщила, что не может праздновать победу. «Мы не можем просто праздновать сегодня. Мы хотели стать правящей партией и реформировать эту страну. Мы хотели большего, но не добились этого — отчасти из-за наших ошибок в начале избирательной кампании, моих ошибок», — сказала она. По ее словам, партия готова войти в коалицию, «если новое правительство будет климатическим правительством». Показатели «Зеленых» эксперты связывают с тем, что в июле в Германии произошли сильные наводнения, разрушившие целые города. Тогда Ангела Меркель заявила, что на восстановление пострадавших от стихии регионов уйдут годы. Только в районе Арвайлер погиб 141 человек. Экологи считают, что причиной сильных ливней, вызвавших стихийное бедствия, стало изменение климата. Политологи убеждены, что проблемы экологии стали важным фактором популярности «Зеленых». При этом «зелёные», вероятно, войдут в состав следующей коалиции. В штаб-квартире отмечают, что предпочли бы коалицию «светофор» с социал-демократами и либералами, но не исключают коалицию с христианскими демократами и СвДП.

О своей готовности войти в правительственную коалицию также объявили и либералы из Свободной демократической партии (СвДП). «Мы хотим участвовать в правлении. Мы готовы к переговорам»,— подчеркнул заместитель председателя партии Вольфганг Кубики в эфире телеканала ARD. Фактически теперь именно от либералов и «Зеленых» и зависит, кто же станет новым канцлером Германии — представитель правого центра Армин Лашет или левоцентрист Олаф Шольц. По мнению председателя Свободной демократической партии (СвДП) Кристиана Линднера немецкие избиратели хотят формирования центристского правительства. Сейчас от «Зеленых» и Свободной демократической партии (либералов) зависит, какая коалиция будет управлять Германией в будущем. Обе партии считают предварительные переговоры в своем кругу хорошей идеей.  Глава фракции Зеленых в бундестаге Антон Хофрайтер заявил о предстоящих переговорах со Свободной Демократической партией Германии (СвДП). «Пока разговор между СвДП и Зелеными состоится в очень узком кругу, — сказал он в интервью телеканалу ARD. — Выясним, что у нас общего, а также что нужно каждой из сторон, чтобы дело сладилось». У либералов заявили, что несмотря на «фундаментальные различия» между СвДП и «Зелеными» в том, что касается борьбы с изменениями климата или экономической и финансовой политики, в последние четыре года уважение этих партий друг к другу в парламенте возросло«. По его мнению, в идеологическом отношении обе партии движутся навстречу друг к другу.

Партия «Альтернатива для Германии» довольна своими предварительными результатами на завершившихся выборах в бундестаг. Об этом заявил сопредседатель АдГ Тино Крупалла  26 сентября. «Это для нас стабильный результат. Конечно, мы бы не отказались от результата на 1–2% больше… Но в общей сложности мы довольны результатом», — рассказал он. Крупалла добавил, что на востоке страны показатели партии лучше, чем на западе. Тем не менее, оптимистичные заявления АдГ выглядят как хорошая мина при плохой игре. В 2013 году правая популистская партия «Альтернатива для Германии» не смогла преодолеть 5-процентный барьер для прохождения в Бундестаг, а в 2017 году получила 12,6% и 94 места и стала третьей по величине партией в немецком парламенте. По мнению экспертов, популярность партии была связана с ростом антимигрантских настроений, которые последовали за решением Ангелы Меркель открыть границы для сирийских беженцев в 2015 году. В этом году результаты АдГ снизились до 10%. По мнению политического эксперта Рафаэля Лосса, падение может быть связано с консолидацией политического центра за счет крайне левых и крайне правых партий. «АдГ и «Левые» также страдают от междуусобиц из-за кадровых и программных приоритетов», — добавил эксперт. Вместе с тем АдГ набрала двузначное число на этих выборах, во многом за счет нескольких консервативных регионов. 

Итоги выборов в Германии комментируются  во всем мире. Британское издание Guardian приводит у себя любопытную статистику, собранную агентством Forschungsgruppe Wahlen, которая показывает, как сторонники двух крупнейших партий — СДПГ и ХДС — относятся к личности своих партийных лидеров. 58% проголосовавших за ХДС считают, что причиной неудачи партии на этих выборах стал ее новый председатель Армин Лашет; 28% сказали, что его приход никак не повлиял на партию — ни в лучшую, ни в худшую сторону, и только 11% думают, что он справляется со своей ролью.

В то же время в лагере его главных соперников — СДПГ — 70% избирателей считают триумф партии личной заслугой ее лидера Олафа Шольца, 21% относится к нему нейтрально, и лишь 5% сказали, что он вредит имиджу социал-демократов. Многие эксперты отмечают, что дела у ХДС пошли не так хорошо с тех самых пор, как возглавлявшая партию на протяжении 18 лет (с 2000 года), Ангела Меркель отказалась от переизбрания на пост партийного лидера.

Новый состав бундестага  должен открыть рабочую сессию не позднее, чем через 30 дней после выборов, то есть 26 октября. А вот переговоры по созданию коалиции могут тянуться почти бессрочно, и будет большой удачей, если новый год Германия встретит с новым правительством.

Коалицию полгода ждут?

Несмотря на победу социал-демократов, способность создать коалицию большинства в конечном итоге важнее, чем занятое первое место. Создать коалицию внутри нового парламента даже в случае победы для социал-демократов может оказаться непосильной задачей. В 1969, 1976 и 1980 годах СДПГ возглавляла правительство, несмотря на второе место. Поэтому коалиционный процесс обещает быть долгим и сложным. У Меркель согласование своего правительства заняло почти полгода. Итоги выборов показали, что в Германии больше не будет народных партий, возглавляющих правительство в качестве крупных партнеров, только малые и средние игроки, что меняет всю логику формирования правительства в Германии

По оценкам экспертов, «красно-зелено-красный» союз, о котором мечтали лидеры СДПГ, «Зеленых» и «Левых», может не состояться из-за низких показателей «Левой партии». Результаты «Левых» ослабляют позиции Олафа Шольца по отношению к «Свободной демократической партии». И теперь единственным реальным вариантом для Шольца возглавить немецкое правительство является коалиция с «Зелеными» и СвДП. Однако тут не все так просто. Необходимо скрестить «ужа и ежа». СВДП выступающую за либеральные ценности в экономике как то не повышать налоги, снизить дотации предприятиям, продать государственные акции и т.д. И «зеленых» с их ускоренным энергопереходом, дополнительными экосубсидиями в 50 млрд. евро в год и повышением налогов на богатых. На пути к созданию этой коалиции камнем преткновения будут свободные демократы, которые больше тяготеют к бизнесу и консервативным кругам, которые крайне не заинтересованы в «полевении» немецкой власти.

Второй вариант коалиции — ХДС/ХСС с «зелеными» и свободными демократами выглядит более реальным. Правда и тут есть свои нюансы. Канцлером становится Лашет, но партнеры по коалиции могут потребовать от него очень и очень  многого. Ну практически как у Ильфа и Петрова в «Золотом теленке» когда Бендер объяснял Балаганову, что за каждый скормленный витамин он потребует от него множество услуг. Лидер СвДП Кристиан Линднер наверняка будет рассчитывать на пост министра финансов, а «зеленые» с Анналеной Бербок — на решающее слово в климатической политике от энергетики до транспорта. Кроме того Бербок «снится» пост министра иностранных дел. Однако Лашету отступать некуда – позади Берлин и заявление о том, что мы все поставим на кон, чтобы сформировать правительство под эгидой ХДС/ХСС.  Поэтому  Лашет будет более мотивирован, чтобы доказать: никакой он не второй, он только  первый… Тем более, что в СвПД коалицию ХДС/ХСС, Зеленых и СвДП  считают более вероятной, чем союз под руководством СДПГ. Об этом заявил Константин Куле, спикер по внутриполитическим вопросам фракции СвДП в бундестаге. «По итогам вчерашнего дня, эта коалиция представляется более вероятной, чем три недели назад», сказал он. По его словам, в преддверье выборов казалось, что СДПГ будет однозначно лидировать, но, судя по теперешнему результату ХДС, обе партии практически равнозначны», — сказал политик СвДП. Правда союзники ХСС считают, что поражение на выборах не дает ХДС морального права на формирование коалиции. Об этом заявил лидер ХСС Маркус Зёдер, комментируя итоги выборов. «Да, это было поражение…  Нельзя ничего приукрашивать, когда теряешь столько голосов. Это поражение», — приводит его слова издание Welt.  Зёдер добавил, что этот результат «не дает оснований для каких-либо претензий на формирование правительства».

Есть и третий вариант: повторение «большой коалиции» СДПГ и ХДС/ХСС. Однако этот вариант маловероятен, но теоретически возможен при провале всех других переговоров. А что, если все переговоры закончатся полным провалом и стороны не договорятся?  В этом случае должны назначаться новые выборы, но де-факто сторонам все — таки удается убедить друг друга прийти к соглашению. В 2017 году роль посредника с СДПГ сыграл президент ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер. Хотя в последнее время появляются и  невероятные варианты. Например, израильский вариант с двумя сменными канцлерами. «При таком ничтожном зазоре ни черные, ни красные не вправе считаться лидерами выборов. Выход один, израильский вариант: новая Большая коалиция с двумя канцлерами — Шольцем и Лашетом. Конечно, это выглядит очень экзотично. Но здесь все вопросы к канцлеру Меркель. Она хотела сохранить Армина Лашета на позиции лидера партии — это удовольствие обошлось в десять процентов потерянных голосов. Кстати, могло быть еще хуже. Просто немецкий избиратель очень терпелив. И тем не менее, не стоит его долготерпением играть. Два канцлера на базе 50 процентов голосов лучше, чем один с полупроцентным перевесом», пишет  в Facebook журналист из Германии Борис Фельдман. 

До избрания  канцлера на политической сцене ФРГ наступает вакуум власти и это означает, что никаких значимых инициатив, в том числе внешнеполитических, в это время ждать не приходится. Учитывая, что в будущем году выборы и во второй экономике ЕС — Франции — пауза активности может продлиться год. Нельзя исключать, что политическое лидерство Германии в ЕС может ослабнуть, поскольку новому канцлеру придется постоянно жонглировать интересами трехсторонней коалиции. 

А пока Шольц, и Лашет, как мужчины в поисках политической любви… Им необходимо  обаять, «полюбить» своих будущих партнеров по коалиции и сделать  им предложение, от которого невозможно отказаться.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here