Международный валютный фонд (МВФ) прогнозировал рост валового внутреннего продукта Украины в 2021 году на уровне 4,0%. Об этом говорится в обзоре МВФ World Economic Outlook за апрель 2021 года. Эксперты Фонда считали,  что экономика Украины лишь частично восстановится после падения в 2020 году на 4,2%. Таким образом, ВВП Украины будет расти медленнее, чем в целом по миру (прогноз МВФ на 2021 год — 6,0%). Кроме того, в 2020 году падение ВВП Украины было глубже, чем сокращение мировой экономики (по данным МВФ — на 3,3%).

МВФ также ожидает, что затем экономика Украины вырастет в 2022 году на 3,4%, что также хуже, чем в среднем по миру (прогноз МВФ — на 4,2%).

Как сообщалось, Минэкономики в июле 2021 подтвердило прогноз роста в 2021 году на 4,1%. Национальный банк ожидает роста ВВП в 2021 году на 3,8%, на 2022-2023 годах — по 4%. Ранее СМИ сообщали,  что Кабинет министров прогнозирует в текущем году рост украинской экономики на 4,6%.

При этом 28 августа Morgan Stanley ухудшил прогноз роста украинской экономики на 2021 год. Аналитики Morgan Stanley ухудшили оценку роста ВВП до 3,4% против 4,5%, как ожидалось ранее, и прогнозируют рост на 4,2% ВВП в 2022-м. Среди рисков прогноза Morgan Stanley отмечает и низкие темпы вакцинации по сравнению с другими странами. Помимо этого аналитики прогнозируют увеличение Национальным банком учетной ставки с нынешних 8% годовых до 8,5%.

Основными экономическими исками для Украины  сейчас являются усиление карантина в Украине и в мире и более мощный инфляционный всплеск, что может привести к экономическим потерям. Об этом сообщается в июльском инфляционном отчете Национального банка Украины.

Так, из внешних угроз наиболее весомым является риск мировой инфляционной вспышки. Это может привести к импорту инфляции в Украину и спровоцировать переход мировых банков к более жесткой монетарной политике — что повлечет за собой падение интереса инвесторов и отток капитала. Еще одним риском является более существенное или стремительное ухудшение условий торговли. Падение цен на экспортные украинские товары и подорожание энергоносителей усилит девальвационное давление на гривну. Также отрицательное влияние может оказать возможное падение урожаев в Украине из-за неблагоприятной погоды, изменение цен на продовольствие на мировом рынке.

Ранее в НБУ сообщили, что весенние антикоронавирусные локдауны в 2021 году суммарно обошлись Украине в 0,6% ВВП. При этом над экономикой нависает опасность новых локдаунов.

Первые полгода года  для украинской экономики были достаточно благоприятными. Однако,  несмотря на относительную стабильность, Украина по-прежнему остается чрезвычайно зависимой от конъюнктуры на мировых рынках. Также  возможен новый финансовый кризис, который непременно затронет и отечественную экономику. При этом осень сулит гражданам страны  немало  негативных прогнозов: это, прежде всего, рост цен  на коммунальные тарифы  и потребительские товары,  гривна может начать сезонную девальвацию.

Риски экономики Украины на осень 2021 года  комментирует Виктор Скаршевский, экономист, эксперт  Growford Institute

Уже в следующем году может лопнуть «пузырь», который надувался на мировых сырьевых рынках под влиянием эмиссии доллара и евро, как «лекарства» от коронакризиса. Поэтому возможен новый финансовый кризис, который непременно затронет и отечественную экономику. Но и без гипотетического кризиса осень сулит гражданам страны немало негативных прогнозов: это, прежде всего, рост цен на коммунальные тарифы в и потребительские товары, да и гривна может начать сезонную девальвацию.

За последний год цены на промышленную продукцию выросли на 39%, в том числе на 73% по экспортным поставкам, согласно данным Госстата. Цены на экспорт пока благоприятствуют Украине.

Однако по некоторым сырьевым группам стоимость уже снижается. Это касается железной руды, которая за последний месяц потеряла в цене порядка 30%. Это связано с тем, что Китай уменьшил выплавку стали, меньше стал закупать сырья для металлургии. Цены сейчас упали до 150-160 долларов, а еще месяц назад цены зашкаливали за 200 долларов за тонну. С одной стороны, это падение, но все равно пока высокий уровень, потому что цены на железорудное сырье в «спокойные» времена составляли 60-90 долларов за тонну.

За шесть месяцев 2021 года украинские производители экспортировали черных металлов на $6,2 млрд, что в 1,6 раз больше, чем за аналогичный период 2020 года — $3,9 млрд. Причем физический объем вырос за этот же период всего на 5% – с 9,9 до 10,4 млн т. Т.е. значительный рост экспорта произошел за счет резкого повышения цен на черную металлургию, а не за счет увеличения объема физических поставок.

Также резко в этом году поднялись цены на импортный газ. В Европе достигнут абсолютный рекорд – свыше $600 за тысячу кубометров, что в (!) в 10 раз выше, чем год назад. Напомню, что Украина импортирует порядка 10 млрд кубометров в год. Цена импортного газа на внутреннем рынке, с учетом НДС и доставки, сейчас уже достигает порядка 20 гривен.

Что касается цены на нефть, c начала 2021 года она увеличилась на треть и на начало сентября составляет $72 за баррель, что в 1,8 раза дороже, чем год назад ($41 за баррель в начале сентября 2020). На пике в этом году цена нефть превышала $76 за баррель (июль 2021).

Одна из основных причин всплеска мировых цен на сырьевые товары – огромная эмиссия основных мировых валют в 2020-2021 годах для борьбы с последствиями коронакризиса, которые ушли в основном на фондовые и сырьевые рынки.

Высокие цены на металл, газ и нефть создают стимулы для роста внутренней инфляции. Например, рост цен на газ тянет за собой рост стоимости удобрений, которые тянут вверх стоимость всей аграрной продукции. Повышение цены на руду ведет к росту стоимости металлоконструкций, которые используются в строительстве. Рост цен на нефть приводит к подорожанию нефтепродуктов и далее по цепочке, через удорожание транспорта, и на другие виды продукции.

Следует отметить, что в 2020 году, Украине очень повезло. На фоне резкого повышения цен на основные экспортные позиции (металл, руда, зерно), резко подешевели импортные энергоносители – газ и нефть. Но сегодня благоприятные факторы, которые помогали Украине пережить кризисный год, постепенно уходят, особенно это касается резкого удорожания газа и увеличения цен на нефть.

И хотя с точки зрения макропоказателей ситуация пока еще достаточно благоприятная, стоит помнить, что украинская экономика находится на очень низком уровне. Например, по объемам промышленного производства Украина, после резкого спада в 2020 году, до сих пор находится на уровне пятилетней давности, а ВВП – на уровне четырехлетней давности. И любой фактор: будь то ковид или затяжная коррекция на мировых рынках, которая уже началась, как минимум, на рынке железорудного сырья, – может вмиг вернуть нас в состояние кризиса. То есть пока хорошая конъюнктура, мы находимся на более-менее нормальном уровне. А когда она ухудшается, то и Украина со своей аграрно-сырьевой структурой идет вниз (№1 в украинском экспорте является кукуруза). И нет никаких гарантий, что в следующем году нам опять повезет.

Теперь о ситуации на рынке газа. Еще в начале августа на Украинской энергетической бирже появились ценники для коммерческих покупателей на сентябрь — выше 18 гривен за куб, с доставкой получается 20 гривен за куб. В сентябре эта планка закрепится. На ценах на газ для населения это пока не отразится, потому что действует годовой тариф с фиксированной ценой до 1 мая 2022 года, несмотря на резкое удорожание импортного газа.

По годовому тарифу ценники в сентябре, как и в августе, будут варьироваться от 7,8 гривен до 13,5 гривен за куб без учета доставки. Итоговая цена, в зависимости от региона, — от 9-10 гривен до 14-15 гривен за куб, что существенно дороже, чем накануне минувшего отопительного сезона.

В теории повышение цен для населения по годовому тарифу возможно. Для этого, как говорят участники газового рынка, Нафтогаз может разорвать действующие контракты по поставкам газа – например, под предлогом того, что компании пускают дешевый газ для населения «налево» или же в привязке к рекордному росту цен на европейских биржах. Но, по моему мнению, вероятность такого сценария очень низкая.

А вот на тарифах на тепло для населения, увеличение цен на импортный газ, отобразится, причем, существенно, и не в теории, а на практике.

«Нафтогаз» уже предупредил, что отопление в этом году могут включить с опозданием – предприятия теплокоммунэнерго не спешат подписывать договоры с НАКом и закупать газ. На 27 августа контракты подписало только 45% тепловиков. Те поясняют, что «Нафтогаз» предложил им кабальные условия – большие штрафы, которые могут автоматически списывать со счетов коммунальщиков, плюс ограниченные объемы (порядка 80% от необходимых объемов, остальной объем придется закупать по 18-20 грн/м3) недорого газа (по 7,42 грн/м3), и то — по предоплате. Это приведет и уже привело в некоторых теплокоммунэнерго к увеличению тарифов на тепло на 40-70%.

Резкое повышение цены на газ ударит по промышленности. Для многих такие ценники 20-21 грн/м3 окажутся неподъемными. Первым пострадают предприятия химической отрасли, для которой газ является сырьевым товаром. Например, доля природного газа в себестоимости минеральных удобрений достигает 70-80%, поэтому рост цены на газ, безусловно, приводит к подорожанию азотных удобрений. Для металлургов удар окажется не столь существенным, так как подорожание газа нивелируется ростом мировых цен на металл и доля газа в себестоимости металлургической продукции незначительна. Плюс многие в рамках «зеленого курса» модернизировали производство и поставили электроплавильные печи.

Газовый удар по бизнесу будет зависеть от того, какая доля газа в структуре производства того или иного товара. В целом же, дорогой газ уже этой осенью может спровоцировать новую волну роста цен и очередной этап деиндустриализации страны.

Отдельный вопрос — по тарифам на распределение газа. Тарифы могут вырасти, если Газпром после запуска «Северного потока – 2» снизит объемы транзита газа или вовсе перестанет качать газ через Украину, хотя и будет платить за транзит (а такая вероятность, хоть и невысокая, но есть). Дело в том, что сейчас газ в магистральных трубах позволяет поддерживать необходимое давление. Если же его не станет, придется закупать дополнительные технические объемы. Не говоря уже о том, что дорожает и закупаемый в Европе газ. Он и сейчас, конечно, оформляется как «импорт из ЕС», но на самом деле физически он к нам с Запада не качается – Украина его берет из транзитной трубы. Если труба опустеет, но придется покупать уже реально газ в ЕС, который будет дороже, во-первых, из-за расходов на доставку. А во-вторых, из-за дефицита (ведь дополнительные лимиты для Украины «Газпром» вряд ли по другим маршрутам будет выделять).

Безусловные риски сезонаповышение тарифов на тепло на 40-70%, а также тарифов на горячую воду. Ведь в тарифе на тепло, стоимость газа составляет 70-80% и, как только повышается цена на газ – увеличиваются тарифы на тепло.

Также напомню, что украинцев, задолжавших за жилищно-коммунальные услуги, снова будут отключать от коммунальных услуг: 19 августа подписан закон, возобновляющий эту возможность.

Ранее на период действия карантина и 30 дней после него запрещалось начисление пени и наложение штрафных санкций за долги по оплате коммунальных услуг. После внесения правок в закон данный запрет будет действовать только в регионах, где установлен «красный» уровень эпидемиологической опасности. Согласно внесенным правкам, поставщики имеют право возобновить отключение через 30 дней после того, как регион выйдет из «красной» зоны карантина. Таким образом, коммунальные предприятия смогут отключать должников от газа, электроэнергии и других видов коммунальных услуг.

Но на фоне растущих коммунальных тарифов украинцам все сложнее оплачивать коммунальные услуги. По состоянию на начало июля 2021 года общая задолженность населения за коммунальные услуги составляет 66,4 млрд грн. Основные позиции, по которым накопились долги – газ, отопление и горячая вода, а также электричество.

Данная новация, в случае ее массового применения, может привести к усилению социального напряжения.

Денег же в карманах украинцев до конца года больше не станет. Все индексации пенсий и социальных выплат незначительны и часто отстают темпов роста цен. Ближайшая индексация социальных стандартов – это декабрь 2021 год, когда произойдет индексация прожиточного минимума и минимальной пенсии на 4,5%. Также в декабре увеличится минимальная зарплата с 6000 до 6500 грн/мес, а вместе с ней и налоговые платежи физических лиц предпринимателей, так как они привязаны к размеру минимальной зарплаты.

При этом осенью продолжится рост цен. В частности, это касается хлеба, мяса, яиц и молока. В первую очередь, из-за подорожания зерновых, в том числе, как кормовой базы и увеличения цен на электроэнергию для небытовых потребителей (при производстве хлеба и животноводстве затраты на электроэнергию составляют существенную часть). Кроме этого, из-за ориентации аграрного сектора на экспорт, рост цен на мировых рынках приводит к росту цен и в Украине, даже при хорошем урожае.

То, как это работает, украинцы могли наблюдать в этом году на примере цен на подсолнечное масло, которые за последний год выросли почти вдвое. В целом, до конца года продукты питания подорожают еще в среднем на 5–6%, а годовая инфляция превысит 10%. И начнется этот рост уже осенью.

Что касается обменного курса, то колебания возможны в пределах 27-28 грн/$. Никаких фундаментальных причин для резких девальвации либо ревальвации на данный момент нет. Курс доллара будет достаточно стабильным с плавным девальвационным трендом.

В помощь придет хорошая внешнеэкономическая конъюнктура, увеличившейся поток валюты от заробитчан ($6,2 млрд за первое полугодие) и «подарок» от МВФ в сумме $2,7 млрд в августе 2021 года.

На девальвацию будет влиять увеличение спроса на энергоносители в преддверии отопительного сезона, сезонное увеличение экономической активности, увеличение спроса на импорт перед предстоящими зимними праздниками.

Относительно выплаты и обслуживания внешнего долга проблем в этом году не будет и на обменный курс они существенно не повлияют. Уровень золотовалютных резервов в Украине достаточно высокий. Плюс 23 августа Украина получила от МВФ $2,7 млрд в рамках поддержки в борьбе с последствиями коронакризиса. Примерно эта же сумма в сентябре и уйдет на выплаты по долгам с процентами. Хотя и без этих  денег, Украина без проблем бы справилась с внешними долгами в этом году.

Кроме того, в ближайшее время очень многое будет зависеть от решений других государств. Например, если США увеличат ставку учетную ставку и начнут сворачивать программы количественного смягчения (сократят объем печатания денег), то это приведет к удорожанию доллара и тогда страны с высокой долговой нагрузкой в иностранной валюте могут этого просто не выдержать, что может привести к серии дефолтов. Если же ко всему этому добавится введение локдаунов, и станут закрывать целые отрасли как в 2020 году, то начнется резкий спад, и мировая экономика упадет еще на более низкий уровень. Это будет очень сильным ударом по Украине, которая является малой открытой экономикой и зависит от мировой конъюнктуры.

Поскольку Украина, существенно зависит от внешнеэкономической конъюнктуры и страдает от всех мировых кризисов, то если лопнет пузырь, который надувается на сырьевых рынках, или начнется процесс коррекции мировых цен в сторону снижения, то уже в следующем году мы сможем наблюдать очередной виток кризиса. Но уже не ковидного, а финансового. Кроме того, никто не может гарантировать, что из-за очередного штамма вируса не начнутся новые локдауны. Поэтому мы вроде бы и двигаемся в направлении выхода из кризиса, но «лекарства», которыми лечили мировую экономику, скоро начнут давать свои побочные эффекты. А они могут оказаться неэффективными и такими же плохими, как и сама болезнь.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь