Впервые за 30 лет Кубу охватили протесты. Привыкшие к многочисленным провластным митингам, кубинцы увидели и масштабные антиправительственные манифестации. Пожалуй, нечто подобное происходило только три десятилетия назад, когда в стране, из-за развала СССР лишившейся масштабной помощи со стороны Москвы, разразилась социально-экономическая катастрофа.
Тысячи людей, требуя демократии, социально-экономических реформ, и более активной борьбы с коронавирусом вышли на улицы под лозунгами «Долой диктатуру!», «Долой коммунистических псов!», «Долой идеи Кастро!». Протесты прошли не только в Гаване, но и в других крупных городах страны. В ряде случаев они переросли в стычки с полицией.
Президент Мигель Диас-Канель обвинил США и кубино-американскую мафию в подогревании обстановки на острове и призвал коммунистов выходить на улицы и давать отпор протестующим. По его словам, пришло время защитить революцию. «Мы готовы отдать свою жизнь. Им нужно перешагнуть через наши трупы, если они хотят встретиться с революцией. Мы готовы ко всему и будем драться на улицах», — заявил Диас-Канель в эфире государственного телевидения. После этого на улицы действительно вышли сторонники правящей партии. В нескольких городах произошли их стычки с манифестантами. Диас-Канель и сам посетил один из маршей сторонников, а глава МИД республики Бруно Родригес Паррилья опубликовал в Twitter видео с провластной демонстрации в Гаване, объявив о «мобилизации народа против кампании империализма в отношении Кубы».
«Империалисты» с ответом медлить не стали. Советник президента по национальной безопасности Джейк Салливан написал в своем Twitter. «США поддерживают свободу выражения и собраний на Кубе, и будут осуждать любое насилие или нападение на мирных протестующих, которые осуществляют свои всеобщие права»,
Куба: портрет на фоне… или почему кубинцы вышли на улицу.
Фактически спусковым крючком для нынешней ситуации, похоже, стала смесь серьезности ситуации с коронавирусом и экономических мер, принятых правительством, которые сделали жизнь на Кубе все более сложной.
Куба переживает глубокий экономический кризисе. За прошлый год зафиксировано падение экономики на 11%. Из-за пандемии коронавируса практически остановился туризм, который приносил в кубинскую казну около 2 млрд. долларов. В ответ на ухудшение экономической ситуации кубинские власти предприняли некоторые преобразования, которые оказались не вполне успешными. Например, в январе этого года была упразднена система параллельного хождения двух валют: кубинского песо с обменным курсом 24:1 по отношению к американскому доллару и приравненного к «зеленому» конвертируемого песо— эта введенная в 1994 году денежная единица была призвана заменить доллар. В итоге резко подскочили цены на все продовольственные товары и лекарства, еще больше усилился дефицит. В стране существовала и до сих пор остается система продовольственных карточек для малообеспеченных.
В апреле этого года Рауль Кастро окончательно передал всю полноту власти в руки Мигеля Диаса – Канеля. Он стал преемником во многом потому, что никто из старой гвардии не видел в нем кубинского Михаила Горбачева, способного начать опасные для режима реформы.
При этом Рауль Кастро четко указал новому руководству, какой должна быть экономическая политика. В первую очередь она не должна подрывать основы социализма. Надо отдать должное брату Фиделя. Кастро-младший успел провести несколько реформ. Главное, что он сделал- смягчил догмы социализма и разрешил частную собственность. На Кубе открылась система «единого окна» для привлечения инвестиций. Всего на Кубе 500 проектов с участием иностранного капитала на сумму 12 млрд. долларов. При Кастро – младшем впервые кубинцы получили возможность купли-продажи личной недвижимости и автомобилей, открылось много кафе и ресторанов, кубинцы получили право снимать номера в гостиницах, появился мобильный интернет. В 2014 году открыли особую экономическую зону «Мариэль», которая по замыслу создателей должна превратиться в кубинский Гонконг. Власти Кубы в свете напряженной экономической ситуации намерены привлечь в государственную экономику частный бизнес. Так, почти все отрасли будут открыты для деятельности малых предпринимателей и самозанятых. Список видов деятельности, разрешенных для частного сектора, будет расширен со 127 до 2000 позиций. Частным предпринимательством на Кубе занимаются около 600 тысяч из 11,33 млн жителей. все же все эти послабления вводятся под жесточайшим контролем государства. Резюмируя можно сказать, что «нововведения» кубинских властей с одной стороны позволят властям сохранить управляемость, а с другой возникает вопрос, насколько лишь отдельные рыночные механизмы при сохранении тотального госконтроля действительно помогут кубинской экономике.
Разумеется, в одночасье решить все проблемы не получится, а сделанный шаг навстречу переменам был действительно необходим. Теперь же эффективность этого шага, прежде всего, будет зависеть от способности забюрократизированной государственной машины Кубы адаптироваться к новой реальности. Как минимум характер принимаемых мер свидетельствует о том, что власти Острова признают наличие именно тех болевых точек, которые препятствуют развитию страны, и намереваются исправить эту ситуацию. Пусть и с ярко выраженным кубинским акцентом и темпераментом.
Полным провалом обернулась и борьба с пандемией. Если в 2020-м на острове было зарегистрировано всего 12 000 инфицированных, то в этом году их уже более 200 000. К моменту начала протестов в стране было 6923 новых заболевших и 47 смертей. Многие указывали, что ситуация с Covid-19 дополнительно осложняется тем, что люди вынуждены ежедневно подолгу толпиться в очередях за самым необходимым. Кроме того, многие кубинцы возмущены тем, что правительство продолжает пускать тысячи российских туристов на курорт Варадеро. Ситуация с коронавирусом в провинции Матансас, где он расположен — одна из худших в стране.
Несмотря на ухудшение ситуации кубинские власти отказались от закупок импортных вакцин, в частности от российской и китайской. Также Куба отказались от участие в программе COVAX, помогающей странам с низкими доходами получать препараты. Зато продолжает создавать свою вакцину.. Но на разработку двух вакци, Abdala и Soberana, ушло много времени, и сам процесс вакцинации по сути начался только в мае, хотя сейчас идет довольно быстро. Вокруг внезапной волны протестов на Кубе родилась конспирологическая теория: якобы разработанная кубинскими учеными вакцина от коронавируса так хороша, что может составить конкуренцию американским разработкам и «отобрать» у США рынок стран Латинской Америки. Именно поэтому, дескать, американцы хотят сменить власть на острове.
Американский «след»
Не секрет, что ухудшению экономической ситуации на Кубе уже давно способствует американское эмбарго. Если во времена Советского Союза кубинцы жили за счет советской помощи и торговых отношений со странами СЭВ, то после развала «советской империи», экономика Кубы оказалась в глубокой коме. Некоторое время кубинцам помогала Венесуэла, которая поставляла на остров дешевую нефть. Однако сейчас и у Венесуэлы большие проблемы, поэтому размеры этой помощи сократились.
История санкций США в отношении Кубы восходит к 1960 году. После прихода к власти революционного правительства Фиделя Кастро экспроприировало собственность американских юридических и физических лиц. В ответ США ввели санкции, которые со временем превратились в эмбарго. Санкции неоднократно ужесточали. Их давление ослабил демократ Билл Клинтон в 1997 году. Однако через пять лет республиканец Джордж Буш запретил американским туристам посещать остров, а также усложнил денежные переводы на Кубу. Он также ввел дополнительный запрет на кубинские сигары: если раньше их просто нельзя было ввозить в США, то теперь американцам запретили их покупать и курить даже в третьих странах.
Барак Обама стал первым президентом США, который попытался помириться с соседями. В этом ему помогла смена власти на Кубе. Президентом после Фиделя стал Рауль Кастро, снявший некоторые ограничения и разрешивший в стране малый и средний бизнес. В 2015-м минторг США выдал компаниям разрешения на сумму $4,3 млрд на ведение бизнеса на Кубе, кубинцам позволили открывать счета в американских банках. В 2016 году Обама прилетел на Кубу. До него американские лидеры не были там с 1928 года. 44-й президент США объявил курс на нормализацию, снял некоторые ограничения и вывел Остров свободы из числа спонсоров терроризма, ослабив ограничения для денежных переводов и туристов. В Гаване и Вашингтоне заработали посольства. Впрочем, продолжалась оттепель в отношениях Кубы и США недолго. Едва придя к власти, республиканец Дональд Трамп продлил эмбарго, напомнив, что ограничения в отношении Гаваны введены по закону «О торговле с врагом», поэтому это в интересах США. Он также отозвал 60% американского дипперсонала с Кубы и потребовал от Гаваны сократить персонал своего посольства в Вашингтоне. В 2019 году американские власти ограничили групповые поездки на Кубу для своих граждан, а в рамках санкций против кубинских властей, администрация США ограничила размеры денежных переводов на остров: теперь проживающие в Соединенных Штатах кубинцы могут отправить своим родственникам и близким не более 1000 долларов раз в три месяца. Это очень больно ударило по экономике Кубы. Ведь не секрет, что живущие в Америке кубинцы ежегодно переводят на остров не менее 460 миллионов долларов.
Протесты на Кубе вызвали живой отклик в среде кубинских эмигрантов США. Митинги и демонстрации в поддержку протестов, проходивщих на Кубе, прокатились по всему восточному побережью США — от Нью-Йорка до Флориды. В районе Маленькая Гавана в Майами на улицы вышло несколько тысяч человек. Полиция была вынуждена полностью перекрыть автомобильное движение на нескольких магистралях. При этом многие полицейские присоединились к протестующим.
«Настал час свободы, — заявил в своем выступлении на митинге мэр Майами Фрэнсис Суарез. — Такого стихийного протеста, который происходит сейчас в более чем десятке городов на Кубе, не было в последние 60 лет».
Руководство США оказалось не готово к взрыву массового недовольства на Кубе. И хотя волнения улеглись, в Белом доме вновь вынуждены были заняться вопросом, от которого президент Джо Байден ранее старался уйти, сосредоточившись на проблемах вроде кибератак или растущего влияния Китая. На фоне активной поддержки кубинских протестов республиканцами есть риск, что сдержанность президента превратит кубинскую тему во внутриполитическую — наравне с российской.
Сегодня лидеры кубино-американской общины в Майами требуют от Байдена, чтобы он не пытался пересмотреть жесткие санкции против Кубы, введенные при Трампе и не возвращаться к либеральной политике, как при Бараке Обамы. Судя по всему, отменять санкции Байден не собирается, но и помогать протестующим тоже не будет.
А это значит, что перспективы кубинского Майдана выглядят туманно.
Предполагать, что в дальнейшем ситуация на Кубе может пойти по венесуэльскому сценарию маловероятно. Прежде всего, из-за слабости кубинской оппозиции. Она на Кубе раздроблена и не имеет ярких лидеров. Да и европейские страны, которые поддержали протесты в Венесуэле, не считают кубинские власти идеалом, но признают их и сотрудничают с ними.
Поэтому после жесткого подавления протестов сформулировать прогноз о дальнейшем развитии ситуации на Кубе сложно. Можно делать предположения, но для этого просто не хватает фактов, на которые можно опираться. Единственный вывод, который, по моему мнению, бесспорен, это то, что Кубу и кубинский народ ждут сложные времена. Для их президента и правительства сегодня главной задачей является стабилизация экономики страны. Каким образом это будет сделано, непонятно…