Любой конфликт на Ближнем Востоке —  это запутанный клубок с огромным количеством проблем: этнических, религиозных, политических. Палестино-израильский конфликт — один из наиболее ярких примеров.

Корни…

 Это история с началом, но без конца. По мнению большинства историков, конфликт берет начало в конце XIX века, когда началось первое масштабное  переселения евреев из Восточной Европы в Палестину. Уже тогда два народа сформулировали отношение друг к другу: для евреев, переселявшихся в Палестину, их эмиграция была возвращением домой, обретением национального очага после сотен лет унижений и притеснений, для арабов эмиграция евреев была вторжением непрошеных гостей с сомнительными правами.

Увеличение количества евреев, прибывающих в Палестину, обостряло их отношения с арабами. Уже в 20-х годах прошлого века произошли как первые серьезные вооруженные столкновения между отрядами еврейской самообороны Хагана и местными арабами, так и первый еврейский погром в Палестине. Великобритания, которая имела мандат на управление этой территорией после Первой мировой войны, надежд международного сообщества на создание в Земле Обетованной «национального очага» для евреев не оправдала. Обещания британцев остались словами, а противостояние только усиливалось.

Следующий виток напряженности — провозглашение 14 мая 1948 года Давидом Бен-Гурионом независимости Израиля. Арабские соседи — Египет, Сирия, Трансиордания, Ливан, Ирак и другие — отреагировали незамедлительно: они начали вторжение на его территорию. Настрой был бескомпромиссным: Палестина для арабов, а евреи могут убираться куда угодно, или же быть сброшенными в море.

Арабы потерпели сокрушительное поражение. К июлю 1949 г. Израиль отбил все атаки и разгромил вторгнувшиеся армии, не только отстояв свою территорию, но и захватив 1300 кв.км. сверх предназначенного ему по плану ООН. Остальную территорию, предназначенную для создания арабского государства в Палестине, взяли под контроль Египет (сектор Газа) и Иордания (Западный берег реки Иордан и Восточный Иерусалим).

Война 1947-1949 гг. вошла в историю Израиля как Война за независимость, но арабы называют ее Накба — Катастрофа. Дело не только в военном поражении. Именно после этой войны началась трагедия палестинского народа. Еще до фактического начала войны арабы начали массово бежать с территории, предназначенной для создания еврейского государства: общее число беженцев, по оценкам ООН, составило750 000. О причинах исхода спорят до сих пор. Про-израильские историки настаивают на том, что уходили арабы добровольно, премьер-министр Израиля Голда Меир вспоминает, как она лично умоляла арабов Хайфы остаться. Согласно другой точке зрения, вооруженные организации Израиля вытесняли арабов намеренно — прямым насилием или угрозами. К слову, не только арабы, но и евреи, проживавшие на территории арабских стран, вынуждены были сняться с насиженных мест и отправиться в молодое государство.

Следующие арабо-израильские войны оборачивались для арабов сокрушительными поражениями. В 1967 г. Египет и Сирия сосредоточили большие войска на границах с Израилем. В еврейском государстве это сочли приготовлением к атаке и 5 июня нанесли упреждающий удар. Израиль наголову разбил противника за шесть дней — эти события вошли в историю как Шестидневная война. Западный берег реки Иордан, с 1949 г. принадлежавший Иордании, сектор Газа и Синайский полуостров, находившиеся под контролем Египта, сирийские Голанские высоты — все это по итогам войны отошло к Израилю. Оказался под его контролем и Восточный Иерусалим. Шестидневную войну 1967 г. арабы по аналогии с Катастрофой-Накбой называют Накса — Повторение. Поражение на этот раз было еще более бесславным, и сотням тысяч палестинских арабов вновь пришлось бежать из своих домов. Израиль втрое увеличил свою территорию по сравнению с довоенным периодом. К арабам приходило понимание, что «сбросить в море» Израиль не получится.

Всего с момента своего существования Израиль пережил семь войн и две интифады (вооруженная борьба палестинских арабов против Израиля в секторе Газа и на Западном береге реки  Иордан). Луч надежды на урегулирование конфликта забрезжил в 1993 году, когда после Первой палестинской интифады, или «войны камней» в Осло было подписано соглашение о создании Палестинской национальной администрации, фактически правительства, которое контролировало сектор Газа и небольшую часть Западного берега. Стремление к миру дорого обошлось Ицхаку Рабину, премьеру Израиля, открывшему дорогу к миру с палестинцами. Его застрелил праворадикальный еврей, который, по его мнению, защищал Израиль от соглашений в Осло. Но мирный процесс продолжался и его апогеем должен был стать саммит 2000 г. в Кемп-Дэвиде, где могли подписать договор о создании полноценного палестинского государства. Но этого не произошло. Предложения главы Палестинской администрации Ясира Арфата о восстановлении суверенитета над Восточным Иерусалимом, репатриации палестинских беженцев, полной эвакуации израильских войск с территории будущего палестинского государства приняты не были. Стороны обвиняли друг друга в нежелании достичь мира. Сразу после саммита началась вторая интифада, которая длилась пять лет. С 2000 г. перспектива достижения мира все больше отдалялась. В 2005 году премьер министр Израиля Ариэль Шарон в рамках плана «одностороннего размежевания» вывел войска из сектора Газа и ликвидировал еврейские поселения. В итоге на выборах 2006 года исламистская партия «ХАМАС» (признанная во многих странах террористической организацией) одержала победу на парламентских выборах и захватила власть в Газе. С тех пор Палестинская автономия расколота на два враждебных лагеря. Западный берег реки Иордан находится под контролем «умеренных» из Палестинской национальной администрации и партии ФАТХ Махмуда Аббаса, а в секторе Газа властвуют  радикалы из ХАМАС.

Шаг Шарона признается неудачным. Теперь густонаселенная, с низким уровнем жизни, контролируемая исламистами Газа является главным источником нестабильности и очагом войны. Уже трижды (2008, 2012, 2014гг.)  Израиль проводил военные операции по зачистке сектора Газа, но конфликт лишь загонялся в угол. Среди палестинцев  все большей популярностью пользуются радикалы из Хамаса, а в Израиле у власти с 2009 года находится правое правительство Биньямина Нетаньяху, которое проводит жесткую политику в отношении палестинцев и продолжает расширять строительство поселений.

В такой обстановке новый виток эскалации конфликта — дело практически решенное

Весеннее обострение

Поводы…

Кто именно спровоцировал конфликт 2021 года, однозначно ответить невозможно. У каждой из сторон свои аргументы и своя правда. 

Первые столкновения в восточном Иерусалиме  начались  вечером 7 мая. Стычки между бойцами  израильской пограничной службы и палестинцами на Храмовой горе переросли в массовую драку у третьей по значимости святыни ислама – мечети Аль-Акса.

Триггером стали ограничения со стороны Израиля на сбор мусульман после вечерней молитвы у Дамасских ворот Старого города Иерусалима. Масла в огонь подлило и слушание израильского суда 10 мая о выселении  палестинских семей из района Шейх-Джаррах — арабы проживали здесь с 1950-х годов с разрешения иорданского правительства, контролировавшего тогда Восточный Иерусалим. 

Большинство жителей Шейх-Джарраха — палестинцы. Но в последние годы израильские поселенцы перебрались в некоторые из его владений, заявляя, что они принадлежали евреям до израильско-арабской войны 1948 года.

Ситуацию подогревали обе стороны. То в арабских соцсетях стремительно распространялась видео из TikTok, где засняты нападения на религиозных евреев. Самым известным стало видео, на котором арабский подросток дает пощечину сидящему в трамвае еврею-ортодоксу. То активисты праворадикальной еврейской организации «Лехава» пошли маршем на Старый город под лозунгами «Мы отомстим» и «Смерть арабам».

В Иерусалиме, на западном берегу реки Иордан, в других городах  начали происходить столкновения арабов и евреев. Так власти города Лод, что расположен к юго-востоку от Тель-Авива, сообщили, что фактически не контролируют ситуацию. В беспорядках участвовали обе стороны. Израильтяне утверждали, что палестинцы громили ресторан кошерной еды, а арабы заявляли о нападениях еврейских радикалов на прохожих. Мэр Лода Яир Ревиво призвал правительство ввести в город войска и объявить в городе комендантский час.

 10 мая в ситуацию вмешалась организация ХАМАС, которая потребовала от Израиля отвести полицию от Храмовой горы. После того, как израильтяне отказались выполнить требование ХАМАС, члены группировки начали обстрел территории страны из самодельных ракетных установок. За 10 дней конфликта палестинские радикалы выпустили по Израилю более 4 тыс. ракет. Армия обороны Израиля отвечала, нанося удары, разрушающие военную инфраструктуру ХАМАС. 

По данным главы тыла Израиля Ури Гордина и телеканала «Аль-Арабия», с начала эскалации палестино-израильского конфликта были убиты двенадцать израильтян. Палестина в результате израильских обстрелов потеряла более двухсот человек. Несколько сотен граждан Израиля получили ранения разной степени тяжести. Число раненых палестинцев превышает тысячу.

В ООН начали бить тревогу из-за обострения конфликта и заявили о риске гуманитарного кризиса. «Мы обеспокоены продолжающейся эскалацией насилия на оккупированной палестинской территории и в Израиле. Число жертв продолжает расти с обеих сторон, страдает гражданское население. В секторе Газа, где проживают около двух миллионов палестинцев, боевые действия привели к ограничению доступа к воде, системе канализации, услугам здравоохранения и средствам для борьбы с коронавирусом», — отметил представитель Управления ООН по гуманитарным вопросам Йенс Лерке.

20 мая Израиль принял инициативу Египта о двустороннем прекращении огня, который вступил в силу в ночь на 21 мая. Нынешний виток напряженности, самый интенсивный за последние 8 лет, длился 11 дней.

Белый дом одним из первых приветствовал деэскалацию конфликта. Джо Байден заявил: «Я не сомневаюсь, что и израильтяне, и палестинцы в равной степени заслуживают безопасной жизни, свободы, процветания и демократии. Наши спокойные усилия в сфере дипломатии направлены на достижение этой цели. Сейчас у нас появилось окно возможностей, и мы намерены его использовать по максимуму».

Генсек ООН Антониу Гутерриш также прокомментировал хрупкое перемирие, указав, что после него мирный процесс по Ближнему Востоку следует перезапустить: «Я приветствую достижение договоренности о прекращении огня после 11 дней ракетных ударов. Я выражаю глубочайшие соболезнования тем, кто потерял близких и тем, кто пострадал сам. Я чрезвычайно признателен Египту и Катару за их посреднические усилия. И режим прекращения огня обоим участникам конфликта нужно соблюдать».

Что дальше?

Будет ли перезапущен мирный процесс – неизвестно. Временное перемирие дает призрачный шанс на стабилизацию. Пока стороны, как боксеры на ринге, разошлись по своим углам. 

При этом ХАМАС существенно укрепил свои позиции в автономии, выступив главным защитником палестинцев. Его главный конкурент, глава Палестинской национальной администрации Махмуд Аббас  (по совместительству лидер фракции ФАТХ), продолжает терять свои позиции. Основное различие между ФАТХ и ХАМАС заключается не только в идеологии, но и в методах. Первых называют умеренными, они проявляют активность на уровне дипломатии и ищут поддержки извне,  вторые  действуют радикально, предпочитая агрессивные действия диалогу. В случае, если власть в Палестине полностью перейдет к ХАМАС, новый виток напряженности не за горами. Понимая слабость своих позиций, Аббас официально перенес первые за 15 лет выборы в этой республики с 22 мая  на 31 июля, мотивируя это тем, что Израиль не дает проводить голосование в Восточном Иерусалиме. 

На последних палестинских выборах 2006 года ХАМАС получил 228 мест, а ФАТХ — всего лишь 45. Однако из-за внутренних интриг и внешнего давления выборы оказались бесплодными. Махмуд Аббас сохранил лидерство в глазах мирового сообщества, а ХАМАС получил на откуп сектор Газа. 

Как ни странно, эскалация нынешнего палестино-израильского конфликта оказалась на руку и нынешнему Премьер-министру Израиля Биньямину Нетаньяху. После выборов в марте ему не удалось сформировать работоспособное большинство, и  перспектива лишиться поста премьер-министра, который он бессменно занимал с 2009 года, стала все более осязаемой. Но отступать ему некуда. Потеря премьерского поста — это прямой путь к прокурору, где его ждет  целый букет уголовных дел по обвинению в коррупции. Поэтому образ решительного защитника Израиля, «железной рукой» громящего ХАМАС и наводящего порядок в арабских городах Израиля, может дать ему необходимые электоральные дивиденды и в перспективе позволит «усидеть» в премьерском кресле и победить на будущих (пятых досрочных) парламентских выборах.

В сухом остатке…

Похоже, что  палестино-израильский конфликт обречен быть тлеющим огоньком, который будет превращаться в пожар в зависимости от того, кому это выгодно. С одной стороны, люди по обе стороны утратили доверие друг к другу, они не намерены решать многочисленные проблемы совместно. Лидеры стран  не слишком могут уклониться от мнения улицы и больше работают на краткосрочную перспективу, которая не ведет к урегулированию конфликта. Они не способны рисковать, как Рабин и Арафат в 1993 году. С другой стороны, у каждого свои цели, которые диаметрально противоположны: для Израиля — это вопрос расширения государства, миссия которого дать дом всем евреям мира, а для Палестины  — вопрос выживания. Она превращается в постоянную зону конфликта, где будет вестись постоянная война за ресурсы, ведь воды и еды не хватает, а территории забирают под новые поселения.

В  такой ситуации любое агрессивное действие с обеих сторон может привести к новой эскалации конфликта, полномасштабной войне или к интифаде.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here