По данным МОЗ — по состоянию на 8 марта в девяти регионах страны превышена норма госпитализации пациентов с коронавирусной инфекцией. На Западной Украине, вновь ставшей эпицентром коронавируса, ситуация ухудшается с каждым днем. В красной зоне — Черновицкая, Ивано-Франковская, Закарпатская области, Львовская и Тернопольская — на подходе. Одной из причин коллапса часть экспертов считают медицинскую реформу.
По данным МОЗ Украины, 24 февраля в Украине началась прививочная кампания против коронавируса. Также Максим Степанов 9 марта сообщил: британский штамм коронавируса уже в Украине. Глава МОЗ акцентировал внимание на том, что новый штамм более заразен и опасен повышенной смертностью. По данным МОЗ, 60% медиков отказываются прививаться от Covid-19: неясно, как ее везут и хранят в Украине, соблюдается ли температурный режим. Есть сомнения, спасает ли вакцина от всех штаммов. И, наконец, нет гарантии, что будет доступен второй укол.
В Минздраве также заявили, что в Украину поступит больше вакцин, и тогда ведомство планирует совмещать этапы, чтобы ускорить процесс иммунизации населения против Covid-19. А вину за отсутствие вакцин министр возложил на поставщиков, которые срывают сроки.
Также СМИ указывают, что Минздрав засекретил информацию о вакцинации в Украине, приказав структурным подразделениям обеспечить неразглашение информации о производителях и поставщиках вакцины от коронавируса. Об этом идет речь в приказе МОЗ от 19 февраля № 298.
Ситуацию с вакцинацией в стране комментирует Сергей Кравченко, директор ДП «Украинский научный центр «Институт вакцинологии и иммунобиопрепаратов», председатель Национальной медицинской палаты Украины
Медики страны уже заявили о критической ситуации с коронавирусом на Закарпатье: за минувшую неделю количество больных выросло более, чем на 20%, увеличилась и детская заболеваемость. Кроме того, в областной клинической больнице заполнены все палаты интенсивной терапии.В стране вообще идет динамичный рост заболевания. Это не только Ивано-Франковская, это и Закарпатская , и Черновицкая область. В Ивано-Франковской начался значительный рост.
Сегодня у нас в стране официально подтверждена циркуляция новых штаммов коронавируса – британского и африканского. Референс-лаборатория Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) (Public Health England) провела секвенирование, это в Лондоне делается, потому что мы не способны самостоятельно проводить секвенирование. Секвенирование – это расшифровывание генома вируса, и таким образом определяем штаммы. Поэтому мы все отправляем в Лондон, в референс-лабораторию, и, наконец, получили ответ: там подтвердили, что штаммы оказались британским и африканским вирусом.
Ситуация ухудшилась, так как циркулирующие новые штаммы вируса более агрессивны. У них уровень контагиозности, т.е. заразности выше, и тяжесть течения болезни – тяжелее. На данный момент эти штаммы вируса поражают людей среднего возраста – это 35 лет, дети тоже болеют. Картина заболеваемости существенно меняется в худшую сторону. Выявленный британский штамм коронавируса отличается коротким инкубационным периодом (1-3 дня) и втрое большей заразностью. Это означает, что если «обычный» коронавирус мог дать о себе знать в течение 14 дней, новый же проявляется почти сразу. Также для него характерны уменьшение доли бессимптомных или легких форм заболевания и высокая смертность. Пациенты с новыми штаммами коронавируса болею уже не 14 дней, а почти три недели.
В Закарпатье ситуация настолько сложная, что, к примеру, пациентов из Ужгорода уже везут во Львов. Но эта ситуация абсолютно прогнозированная, врачи-эпидемиологи предупреждали, что есть одна аксиома: «Инфекционные болезни границ не имеют». Все заключается только во времени.
У нас абсолютно уничтожена система санитарно-эпидемиологической службы, мы своими «современными» противоэпидемическими мероприятиями повлиять на то, чтобы отсрочить приход новых штаммов вируса не можем. Это потому, что в нашей стране ни на одной границе, ни в одном аэропорту, ни на одном морвокзале, ни на одном железнодорожном вокзале нет санитарно-карантинных пунктов, которые предусмотрены действующим законодательством. Поэтому для нас это не новость, для медиков – это абсолютно ожидаемо, что новые штаммы коронавируса попали на территорию Украины.
А нет «заслонов» на границах, которые предусмотрены законодательством потому, что «законодательство» и украинская власть – это два независимых друг от друга явления. Органы государственной власти Украины на протяжении второго (!) года всемирной пандемии даже не попытались выполнить нормы действующего законодательства: это Закон Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения», Закон Украины «О защите населения от инфекционных болезней», Постановление Кабинета Министров — Об утверждении Правил санитарной охраны территории Украины. У нас это все просто игнорируется, все происходит в ручном режиме. И главная причина здесь в низкой квалификации «специалистов», которые пытаются сегодня управлять процессом.
Теперь о вакцинации. Глава МОЗ еще 24 февраля объявил о начале массовой прививочной кампании. Первой в Украину прибыла вакцина индийской вакцины Covishield в количестве 500 тысяч доз. При этом я читал в ряде СМИ, что Украина «покупает» вакцину, а во всем мире она «бесплатна». В мире нет ничего бесплатного. Что касается индийской вакцины Covishield, она закупается международными организациями, а потом поставляется в страны третьего мира. Поэтому она не бесплатная, за нее платит, в данном случае – ООН, ВООЗ. Они за счет своих фондов, которые наполняются международными «донорами», проводят закупки. Ее покупают, а потом третьим странам передается на безоплатной основе.
Я ничего негативного о вакцинах, в принципе, не говорю, но в данном случае я критикую исключительно органы государственной власти Украины. Индийская вакцина Covishield (Covishield – это локальное название британской вакцины AstraZenecа которая произведена Индийским институтом сыворотки крови). Она была зарегистрирована на территории Украины и попала в массовый оборот с нарушением норм действующего законодательства. А именно: вакцина была зарегистрирована 22 февраля Министерством здравоохранения. А Государственная служба Украины по лекарственным средствам и контролю за наркотиками (Гослекслужба) получила от заявителя заявку на проведение экспертизы документов, в соответствии стандартам по надлежащей производственной практике и проведения лабораторного контроля качества этой вакцины — только 23 февраля. То есть, сначала ее зарегистрировали, запустили в массовый оборот, а на следующий день подали документы на проведения экспертизы документации и контроля качества содержимого во флаконах. До сих пор данные проведения этой экспертизы и контроля качества не завершены и не опубликованы. Это все является нарушением норм действующего законодательства.
В данном случае я критикую органы государственной власти Украины в том вопросе, что они такими своими действиями в погоне за политическими дивидендами, дешевым пиаром, просто уничтожают всю систему медико-биологической безопасности и уничтожают институции, которые созданы как раз для проведения контроля качества вакцин. В свою очередь, снижают риски негативных последствий. У нас в стране это все игнорируется. Что касается самой вакцины Covishield, я ничего плохого о ней cказать не могу. Конечно, смотря с чем сравнивать. Меня спрашивают — есть ли лучше вакцины, чем Covishield, то я отвечаю, что есть. Но в условиях всемирного дефицита вакцин, является ли она оптимальной для нашей страны? Я отвечаю, что да, она является, но при учете того, что органы государственной власти будут действовать в соответствии с действующим законодательством, придерживаться процедуры контроля качества.
Но я считаю, одной вакцины одного типа для нашей страны недостаточно. Надо диверсифицировать свои риски. Другие страны заказывают вакцины разные по технологиям производства: вирусные инактивированные, векторные вакцины, белковые рекомбинантные вакцины, вакцины, основанные на матричной РНК. Для чего это? Потому что в структуре населения у нас есть дети, подростки, трудоспособное население, люди пожилого возраста, люди с хроническими заболеваниями – так называемая группа риска. У нас должны быть диверсифицированные риски, потому что с одной и той же вакциной мы не сможем покрыть потребность всех категорий населения.
Например, почему от вакцин Covishield и AstraZeneca — Франция отказалась использовать эту вакцину при проведении вакцинопрофилактики у медицинских работников. То есть, они не отказались от AstraZeneca вообще, они просто определили, что эта вакцина не является приоритетной, например, для вакцинации медиков. У этой вакцины есть такое поствакцинальное проявление – гриппоподобное. Они не могут в условиях пандемии врачей, которые лечат ковид, вывести такой вакциной на неделю из строя. Поэтому во Франции используются вакцины различного рода.
А в Украине органы государственной власти за прошлый год «борьбы» с ковидом показали свою абсолютную несостоятельность и бездеятельность. На высоком уровне никто не вел переговорные процессы с разработчиками, производителями вакцин, чтобы диверсифицировать свои риски, сделать предоплаты, зарезервировать вакцины. У нас в 2020 году никто и ничего так и не сделал. В нашу страну завезено 500 тысяч доз вакцины, которой можно провакцинировать 250 тысяч человек. Это не есть массовая вакцинопрофилактика в многомиллионном государстве. Министр Степанов заявил ,что по контракту два миллиона доз Covishield Украина должна получить к концу первого квартала 2021 года. Однако министр полагает, что к условленной дате с поставкой могут не успеть.
Все данные об этой вакцин засекречены. Минздрав приказал структурным подразделениям обеспечить неразглашение информации о производителях и поставщиках вакцины от коронавируса. Об этом идет речь в приказе МОЗ от 19 февраля № 298. В тексте приказа в пункте 5 руководству медицинских подразделений поручено обеспечить «неразглашение конфиденциальной информации (любой информации относительно производителей и/или поставщиков, цены на вакцины против острой респираторной болезни COVID-19». Т.е. вакцинирование проходит непрозрачно. Это не повышает доверия к вакцине. Кроме того, медицинские работники, которых сейчас предлагается вакцинировать, многие отказываются от прохождения вакцинопрофилактики.
Почем медработники отказываются вакцинироваться? Потому, что это люди с профессиональным медицинским образованием. Когда формировались списки на проведение вакцинопрофилактики, у медицинских работников возникали вопросы: что это за вакцина, страна происхождения, на каком этапе находятся клинические испытания, какой уровень ее безопасности, какой уровень моногенной эффективности, какой уровень эпидемиологической эффективности. Органы государственной власти, в данном случае – Минздрав, не ответили ни на один из этих вопросов, которые им задавали медицинские работники. После этого возникает вопрос, почему удивляются, что медицинские работники отказываются вакцинироваться? Это первое. Второе. Вакцина зарегистрировалась с нарушениями норм действующего законодательства. Медики этого не знают? Конечно, знают. Чего удивляться, что они отказываются вакцинироваться.
Дело еще в том, что вакцина Covishield серии, которая сегодня используется в Украине, была произведена в декабре 2020 года. Ее срок годности заканчивается в июне. У этих вакцин срок годности шесть месяцев. Учитывая то, что такими темпами, которыми у нас сейчас идет вакцинопрофилактика — есть высокий риск того, что не смогут использовать вакцину до завершения срока годности. Я предвижу, что в будущем, если у нас такими темпам будет идти вакцинопрофилактика, эта вакцина будет передана в Вооруженные силы, Нацгвардию, где просто по приказу провакцинируют военнослужащих.
Кроме того, субъектом, который является холдером регистрационного свидетельства, под чьи обязательства была зарегистрирована эта вакцина – это фирма-прокладка ООО «Grace of God» с уставным капиталом 28 тысяч грн, директором которой является гражданин Индии. Под обязательства этого человека и этой фирмы была зарегистрирована вакцина. Это добавляет уверенности в этой вакцине? Безусловно, нет. Мало того, после этого Министерство здравоохранения пытается засекретить всю информацию об этой вакцине. Это вызовет доверие у населения и медицинских работников? Нет. Тогда почему власть теперь удивляется, что медработники не хотят вакцинироваться. Во всем мире вопросы вакцинопрофилактики являются публичными и прозрачными и только в нашей стране это тайна, покрытая мраком.
Также крайне важно понимать, что коллективный иммунитет от коронавируса может выработаться и защитить страну в случае, если вакцину получат более 50% населения. Для сравнения, в той же Великобритании по данным на 8 марта первую дозу получили минимум 21 миллион взрослых граждан (при общем населении 66 миллионов). Тогда как в Украине, по данным на сегодня, первый укол сделали 19 тысячам человек. Это в 1100 раз меньше, чем в Британии. Вывод — если иммунизация в Украине будет проходить такими же темпами, победить ковид в обозримом будущем не будет возможным — ни старый штамм, ни новый, более опасный.
Премьер Шмыгаль уже анонсировал жесткий локдаун, если большинство областей попадет в «красную» зону эпидемической опасности. По словам же Степанова, самый тяжелый период по заболеваемости придется на март и апрель.
У меня вопрос — кто подсчитал, насколько последний локдаун был полезен? Вот мнение экспертов: из-за локдауна в январе экономика фактически потеряла весь квартал, один месяц локдауна уже грозит потерей 2 % ВВП. Сейчас все надеются, что с 2021 года начнется быстрое восстановление — так называемый V-образный рост. Пока у нас пострадали только незащищенные статьи бюджетных расходов. А в перспективе могут пострадать и защищенные. Это мнение экономистов о январском локдауне. Зато в ведущих странах мира стратегические объекты торговли продолжают работать, стабилизируя экономику. Со второй волной COVID-19 по Европе прокатилась вторая волна блокировок. Некоторые страны закрывают магазины второстепенной важности, однако большинство объектов розничной торговли работают, тут нет секретов, загляните в Интеренет.
При этом, ни один из локдаунов, который внедрялся на территории Украины за последнее время, никакого отношения к эпидемиологии, к вопросу эпидемиологии инфекционных болезней не имеет никакого отношения. Их польза сомнительна, а то, о чем говорят чиновники – это «вилами по воде писано». Но основным показателем для введения жесткого карантина будет только одно – если будет значительный рост заболеваемости, и этот рост заболеваемости будет приводить к тяжким последствиям: к росту смертности, летальности. Самый тяжелый период по заболеваемости придется на март и апрель. Если за это время в «красную» зону перейдет 13 и более областей — Минздрав будет призывать к локдауну по всей стране.