Известие о том, что на 65 году жизни в Пекине скоропостижно скончался чрезвычайный и Полномочный Посол Украины в Китайской Народной Республике Сергей Алексеевич Камышев, стало одним из главных событий понедельника, 15 февраля. В первую очередь потому, что эта смерть наложилась на крайне сложную ситуацию в отношениях между Украиной и Китаем: буквально за несколько дней до смерти посла Украина и Китай ввели взаимные санкции. Камышев был человеком весьма эмоциональным и слишком близко воспринял эти процессы: он занимал свой пост дважды – с 2004 по 2009 год и в 2019 – 2021 годах, по сути выстраивал отношения между двумя государствами, был знаком практически со всей китайской элитой.
Это – не первый прецедент, когда украинские послы умирают на своем посту на фоне политических недоразумений в отношениях между Украиной и другими странами. К примеру, 7 апреля 2005 года скончался Посол Украины на Кубе Виктор Пащук – через два дня после того, как новоизбранный президент Украины Виктор Ющенко пообещал Джорджу Бушу-младшему заняться демократизацией Кубы и Беларуси.
Сам Камышев – личность весьма интересная. Уроженец Днепропетровска, он закончил экономический факультет Донецкого университета и в последующем работал в Донецке – сначала на шахте имени Е.Абакумова ПО «Донецкуголь» (дорос до заместителя директора шахты и секретаря парторганизации), В 1990 – 1991 годах был заместителем председателя Кировского райсовета. В 1991 – 1993 годах учился в Дипломатической академии при МИД РФ, далее работал главным консультантом по международным отношениям Совета директоров предприятий и учреждений Донецка (в период, когда донецкий бизнес только открывал для себя международные перспективы). Как дипломат, работал в Египте, Сирии и Ливане, потом – в Китае (по совместительству в Корее и Монголии). Во времена президентства Виктора Януковича был сначала заместителем Министра Кабинета Министров, потом – заместителем руководителя Секретариата Кабинета Министров. Считался в ту пору близким к Николаю Яновичу Азарову и принимал активное участие в аппаратных войнах против Валерия Хорошковского и его команды. С приходом Зеленского стал советником Андрея Богдана (руководителя Офиса Президента). По его протекции в декабре 2019 года был назначен Послом в Китайской Народной Республике. Хотя еще тогда говорили, что в Китай должен был ехать известный дипломат Сергей Корсунский, ректор Дипломатической академии, однако это назначение пересмотрели, и лишь спустя несколько месяцев (уже при Ермаке) его отправили Послом в Японию.
Андрей Богдан не скрывает, что у него были дружеские отношения с покойным. Более того: он разместил в социальных сетях специфический пост: «Умер мой хороший товарищ Сергей Камышев. Честный, профессиональный, искренний. Легенда дипломатии. Дважды посол Украины в Китае. Последние полгода один […] терроризировал его увольнением, потому что «человек Богдана». Тупому уроду непонятно что такое профессионализм и непонятно что такое интересы государства».
Причину столь экспрессивной реакции Андрея Иосифовича понять можно. Издание DSnews еще в 2019 году писало, что Андрей Богдан имел и имеет интересы в сфере АПК. С 2017 по 2018 год он своместно с нынешним главой комитета Верховнйо Ралы по вопросам аграрной и земельной политики Николаем Сольским входил в число соучредителей фирмы «Агро-Лучки» — одной из компаний Украинского аграрного холдинга. Кроме того, Богдан сотрудничал с адвокатом Игорем Пукшиным, являющимся бенефициаром ряда аграрных компаний, в том числе УАХ.
Камышев, назначенный на пост Посла Украины в Китае, был активным лоббистом интересов украинских аграриев, в том числе Украинского аграрного холдинга. В ТОП-5 украинско-китайского аграрного экспорта традиционно входили ячмень, макуха, рапсовое масло, кукуруза и подсолнечное масло. УАХ специализируется на выращивании кукурузы и сои.
Пост Богдана не удивил. Смерть Камышева используется как еще один повод для того, чтобы высказать свои обиды в адрес Офиса президента. И этот пост оставляет больше вопросов, чем ответов. К примеру: если Богдан знал о травле Камышева, то почему молчал полгода? И кого конкретно он винит в смерти друга? Ермака? Кулебу? Но не в этом суть.
Смерть дипломата стала поводом и для ого, чтобы очередной раз задуматься об украинско-китайских отношениях.
Украина изначально создавалась как государство с многовекторной внешней политикой, внеблоковое и нейтральное. Будучи внутреннее нестабильным и в значительной степени искусственным государственным образованием (как и большинство центральноевропейских государств, созданных на руинах нескольких империй), с границами, обозначенными первоначально как внутренние административные границы УССР, Украина была обречена на то, чтобы стать классическим «государством балансов». И эти балансы не только обеспечивали жизнеспособность, но и помогали стране развиваться. Любой перекос в сторону того или иного геополитического полюса грозил бы Украине серьезными катаклизмами. Впрочем, мы в этом убедились в 2014 году, когда заняли исключительно прозападный, а вскоре – и чисто проамериканский вектор. К 2019 году Украина превратилась в абсолютное государство-американиду, с максимальным делегированием сверенных прав в Вашингтон.
Как следствие – торговые и экономические войны США против Китая заставили и Украину отказаться от сотрудничества с Китаем по ряду потенциально важных направлений. До 214 года Китай рассматривал Украину как важного партнера. К 2020 году планировалось не только начать, но и достроить крупнейший в Европе глубоководный порт в районе Евпатории, о чем в августе 2013 года в Пекине договорился первый вице-премьер Сергей Арбузов. Украина должна была стать важнейшей составляющей проекта «Великий Шелковый путь». Сначала аннексия Крыма Россией, а далее – откровенно проамериканская политика Украины стали причиной того, что Украина выпала из окончательной схемы нового торгового пути. В мае 2017 года было решено, что Великий Шелковый Путь пойдет в обход Украины – через Казахстан, Россию, Беларусь.
В 2020 году обострился вопрос вокруг завода «МоторСич», в который вошли китайские инвестиции, но не смогли войти сами китайцы. Сначала им противодействовал Вячеслав Богуслаев, далее его позицию поддержали украинские власти. В августе 2020 года заместитель Государственного секретаря США Стивен Биган прибыл в Украину, да не просто в Украину, а в Кривой Рог – чтобы повидаться с президентом Зеленским и убедить его отказаться от сотрудничества с Китаем. Очевидно, это было настолько принципиально для Вашингтона, что целый заместитель Госсекретаря прибыл в – по американским понятиям – провинцию!
15 января США ввели санкции против китайской фирмы Skyrizon, инвестора МоторСичи. 29 января Владимир Зеленский ввел санкции против китайских инвесторов. 31 января СБУ провела обыски и другие следственные действия в Запорожье. Последовало заявление Beijing Skyrizon Aviation Industry Investment Co. Относительно несостоятельности выдвигаемых против компании обвинений. 1 февраля последовало заявление китайского МИД, в котором речь шла о том, что КНР выступает против любого правительства, вводящего санкции против китайских компаний. «Надеемся, что украинская сторона в соответствии с юридическими нормами обеспечит защиту законных прав компаний и инвесторов КНР», – отметил спикер МИД КНР Ван Вэньбинь.
2 февраля министр иностранных дел Китая Ван И вручил Сергею Камышеву ноту, содержание которой МИД Украины отказался озвучить, однако в средствах массовой информации появилось сообщение о том, что Китай ввел санкции относительно украинской металлургической продукции и продукции агросектора – в том числе это касается поставок сои, рапса, кукурузы и т.д.
Ситуация в украинско-китайских отношениях дошла до точки кипения. И именно в этот момент умирает Посол Камышев.
То, что Андрей Богдан сводит ситуацию снова к местечковой возне и разборкам в стиле «кто старший в песочнице», показывает уровень мышления политика. На самом деле пора бить тревогу: выбор в пользу единого полюса притяжения ведет к деградации Украины, ко множественным рискам, связанным с невозможностью для эффективного маневрирования. Интересы Украины – на Востоке (а Восток не ограничивается только лишь Россией). Мы выставляем себя исключительно в роли вассалов США и ввязываемся в войны на стороне США, не особо анализируя, выгодно нам это или нет. Просто – по указке свыше, по звонку. И смерть Камышева – это повод задуматься именно об этом, о стратегических выгодах и о современном положении Украины. И о том, что нашими руками кому-то выгодно загребать жар.
Думаю, рано или поздно правильные выводы будут сделаны. Пока еще Зеленский платит по счетам Порошенко и вынужденно продолжает его политику. Но возврату к политике многовекторности нет альтернативы. Иначе дисбаланс в отношениях с крупнейшими мировыми игроками попросту разбалансирует Украину и приведет к непоправимым последствиям.