Кость Бондаренко
Голова правління Фонду «Українська політика», історик, політолог, публіцист

Политика в Украине не радует какими-то яркими событиями. Рутина. Даже «дело Дубинского» на фоне тотальной серости и невыразительности действий основных политических игроков выглядело как некий праздник – хоть есть о чем поговорить. Протест ФОП-ов «сдулся», давно обещанный «Тарифный майдан» так и не начинался. На этом фоне практически во всех околополитических тусовках во время неформального общения возникает один и тот же вопрос: «А досрочные выборы будут?». Имеются в виду досрочные парламентские выборы. Хотя некоторые горячие головы готовы организовать и досрочные президентские. Не смотря на то, что ни для первых, ни для вторых нет видимых оснований. Просто все соскучились по «движу» и «хайпу» — неизменным атрибутам избирательных кампаний. Плюс ко всему, индустрия выборов предвидит и появление больших денег, в надежде на которые живет достаточно большая часть общества.

Но пока что всерьез можно говорить разве только о возможной смене Кабинета Министров. Во-первых, он уже проработал 11 месяцев, при этом, не имея утвержденной парламентом Программы действий, может быть отправлен в отставку в любое время (в принципе, правительство Гончарука отправили спустя полгода – не смотря на наличие иммунитета). Во-вторых, Гончарук не стал ярким примером премьер-министра, способного вытащить экономику страны из глубочайшего кризиса (один из немногих показателей, которые могут записать себе в актив представители нынешнего Кабмина, это то, что средняя заработная плата в стране по результатам декабря 2020 года в долларовом эквиваленте превысила показатели 2013 года). В-третьих, он не сформировал свой политический вес и имидж – это, наверное, единственный в истории Украины премьер-министр, которого не рассматривают как потенциального кандидата в президенты. В-четвертых, Шмыгаль – это «коронавирусный премьер», и деятельность его правительства рассматривается преимущественно сквозь призму успехов борьбы с пандемией. Ну и, в-пятых, Шмыгаль – «ничей». За ним не стоит серьезная политическая сила, серьезный политический игрок или олигарх, способный рассматривать отставку Дениса Анатольевича как личную обиду. Влияние Рината Ахметова на Шмыгаля сильно преувеличено и существует скорее в головах некоторых экспертов, Ермаку Шмыгаль старается не перечить, но нельзя сказать о том, что он близок к главе Офиса президента (хотя, по сути, да, мы имеем дело с правительством Ермака). Фактор Коломойского сейчас играет все менее заметную роль в украинской политике – мавр сделал свое дело, мавр может уйти…

Первой тревожной (для Шмыгаля) весточкой стала попытка назначить на пост министр энергетики и одновременно первого вице-премьера Юрия Витренко. Дело в том, что в случае ухода Шмыгаля в правительстве нет фигуры, на которую можно было бы возложить функцию руководства процессом. Появление Витренко, да еще в должности первого вице-премьера. Сейчас в правительстве отсутствует первый вице-премьер. Четыре вице-премьера (Резников, Пристайко, Стефанишина и Уруский) выглядят не совсем убедительно в роли исполняющих обязанности премьер-министров. Витренко, придя на пост первого вице-премьера, был бы не просто координатором экономического блока, но и таким себе «дамокловым мечом» над Шмыгалем.

Возможная отставка Шмыгаля теоретически может запустить цепную реакцию других политических событий: например, ни один из кандидатов в премьеры не наберет достаточного количества голосов депутатов Верховной Рады, а это, в свою очередь, может привести к ситуации, при которой становится возможным роспуск парламента (к слову, роспуск Верховной Рады в случае, если на протяжении 30 дней Рада не может утвердить нового премьер-минитсра, это не обязанность президента, а право – Зеленский может этим правом не воспользоваться либо отложить экзекуцию на неопределенное время, поручив исполнение обязанностей премьер-министра на первого вице-премьера; вот тут и становится понятной возможная роль Витренко, а также то, что его кандидатуру готовы третий раз ставить на голосование в Раде). 

Скептики говорят о том, что смена правительства целесообразна в двух случаях: либо если процессы в стране достигли точки кипения, и отставка может позволить частично выпустить пар из котлов, либо же если на горизонте забрезжила надежда на успех, и именно под этот самый успех необходимо сформировать правительство «подающих надежды» (воспользовавшись плодами предыдущего правительства). Ни первого, ни второго условия мы не наблюдаем: революционной ситуации в стране нет, выхода из кризиса пока тоже не видно. 

Теоретически возможен вариант расширения парламентской коалиции и создания нового коалиционного правительства – с назначением премьер-министром сильной фигуры, имеющей опыт управления и обладающей высоким авторитетом. Но вопрос: нужна ли Зеленскому сильная личность во главе правительства?

На сегодняшний день на старте возможной премьериады всерьез рассматриваются несколько потенциально возможных фигур.

Юрий Витренко

Сын бывшей главы Прогрессивной социалистической партии Украины Натальи Витренко, в свое время претендовавшей не только на роль лидера левых сил, но и на пост президента Украины (дважды – в 1999 и в 2004 годах). Во взглядах – прямая противоположность своей мамы: рыночник, западник, либертарианец. Бывший топ-менеджер «Нафтогаза Украины». Активно лоббировался Игорем Коломойским, но в последнее время сделал несколько заявлений, которые Игорю Валерьевичу не понравились (например, о необходимости прекратить энергетическое сотрудничество с Россией). Появление Витренко в студии Савика Шустера было также неоднозначно воспринято Коломойским: в околополитической среде ток-шоу Шустера воспринимается как такой себе пятничный «клуб друзей Рината Ахметова». Как результат – группа Коломойского в Раде отказалась голосовать за Витренко. 

Более сего сейчас Витренко близок с Андрею Ермаку. По сути, приход Витренко в правительство (и, возможно, назначение его и. о. премьера) усилит позиции Ермака. Витренко с этой точки зрения – достаточно выгодная фигура с точки зрения главы Офиса президента. Но вот будет ли Витренко столь же безропотно исполнять волю Офиса, как это демонстрирует Шмыгаль, — большой вопрос. 

Юлия Тимошенко

Наверное, наиболее сильная и наиболее подготовленная к работе во главе Кабинета Министров личность в современной Украине. Юлия Владимировна дважды возглавляла правительство (в 2005 и в 2007 – 2010 годах), причем оба раза ее правительство работало в условиях борьбы с кризисами – политическим и экономическим. Ранее Тимошенко была вице-премьером по вопросам энергетики. При этом она была единственным вице-премьером в истории Украины, которой удалось конвертировать свою вице-премьерскую (по большому счету, «свадебно-генеральскую») должность в конкретные результаты: она начала общаться с руководителями отраслей «через голову» профильных министров, пытавшихся саботировать процессы. Это позволило провести ряд эффективных мер по наведению порядка в «Нафтогазе», на рынке угля и электроэнергии. 

Тимошенко за 25 лет пребывания в украинской политике дважды оказывалась в тюрьме, демонстрируя принципиальность и готовность идти к цели любым способом. Она трижды выдвигала свою кандидатуру на президентских выборах. Ее политическая сила неизменно представлена в парламенте. 

В последнее время позиция Юлии Тимошенко достаточно прозрачна. Она активно критикует действия власти, но избегает резкой критики лично Зеленского (даже когда Зеленский обвинил саму Тимошенко в «переобувании в воздухе»). В отличие от Порошенко или Медведчука, она уходит от откровенного популизма (в чем ее обвиняли в предыдущие годы), и предлагает конкретные решения и конкретные программы. Всем своим видом она дает понять: если будет стоять вопрос о создании коалиции в Раде, она вряд ли будет категорически возражать. Если поступить предложение возглавить правительство, она не будет против. 

У Тимошенко существует ряд разногласий с Зеленским – некоторые носят принципиальный характер. К таковым можно отнести вопросы продажи земли, легализация игорного бизнеса и т.д. именно Тимошенко в 2009 году, будучи премьер-министром, выступила с идеей запрета игорного бизнеса в Украине. Также у Тимошенко было свое видение Закона о референдуме, из-за чего возникла перепалка с президентом (правда, быстро закончившаяся). Однако, у Зеленского есть другие опасения относительно Тимошенко (кроме перечисленных). Когда-то Дмитрий Выдрин сказал фразу: «Если Юлию Тимошенко назначат начальником ЖЭК-304 города Киева, то главным органов власти в стране станет ЖЭК-304». Зеленский это тоже понимает, и поэтому опасается потенциально сильной фигуры во главе исполнительной власти – очевидно, помня о судьбе Виктора Ющенко.

Но – объективно – сегодня Тимошенко является единственным кандидатом в премьеры, способным к болезненным и непопулярным шагам, направленным на выравнивание ситуации в экономике. Причем эти шаги не понравятся ни олигархам, ни МВФ, ни простым гражданам. Но кто-то их должен предпринять?

Кира Рудык

Имя нынешней главы партии «Голос» в качестве кандидата на пост премьер-министра начало звучать совсем недавно. У Киры Рудык нет достаточного управленческого опыта – в парламент она попала после трех лет работы главным операционным менеджером в компании Ring, занимающейся безопасностью домов. Но у нее есть другие качества. Во-первых, она близка к среде олигарха Виктора Пинчука, а также пользуется доверием со стороны посольства США в Украине. Во-вторых, она длительное время работала в западных структурах. В-третьих, она – лидер парламентской партии «Голос» (маленькой, но гордой). Тем более, что в свете последних событий все чаще звучит мысль о возможности вхождения «Голоса» в коалицию с партией «Слуга народа». 

Понятное дело, что Рудык будет несамостоятельной фигурой. Ее выдвижение на пост премьера мы вообще рассматриваем как ничтожно малый – но раз уж ее начали рейтинговать и начали активно двигать в премьеры (особенно в социальных сетях), то  полностью игнорировать подобную возможность мы не можем. Подобный шаг будет свидетельствовать только об одном: Украина пошла по пути полного внешнего управления. И вряд ли Зеленский готов сегодня расписаться в том, что он на это самое внешнее управление, да еще и в таком демонстративном варианте, согласится. 

Игорь Палица

Не так давно в числе претендентов на пост премьер-министра звучала и фамилия Игоря Палицы. За Игорем Петровичем, бывшим главой Одесской областной государственной администрации, бизнесменом и политиком, стоит партийный проект «За майбутнє», показавший неплохой результат на местных выборах в октябре прошлого года (4-й результат по сумме мандатов в местных советах, контроль над структурами власти на Волыни) и представленный депутатской группой в парламенте. Также за Палицей маячит фигура Игоря Коломойского, которая не позволяет рассматривать Палицу как самостоятельного политического игрока.

Назначение Палицы на пост премьер-министра – это автоматическое усиление Коломойского.  В последнее время у Игоря Валерьевича появились серьезные проблемы с американской Фемидой, и вряд ли назначение на пост главы правительства человека, который для большинства ассоциируется с Коломойским, будет адекватно воспринято в Вашингтоне.  В ситуации с Палицей даже его публичное отречение от Коломойского (со всей средневековой атрибутикой – плевками в портрет олигарха, троекратное провозглашение формулы «отрекаюсь!» и т.д.) не даст желаемого результата. Тем более, что в последнее время отношения между Коломойским и Зеленским охладели и не являются столь безоблачными, как год назад. Зеленский, выстроивший систему отношений, балансов и равновесий со всеми основными игроками (в том числе с врагом Коломойского, Ахметовым) вряд ли пойдет на то, чтобы эту систему разрушить.

Владимир Гройсман

Бывший премьер-министр (2016 – 2019 гг), бывший спикер Верховной Рады и бывший мэр Винницы, Владимир Борисович Гройсман в последнее время начал снова напоминать о себе в публичном пространстве. Выдержав годичную паузу после поражения его политической партии на парламентских выборах, Гройсман некоторое время находился в политической тени. Но начиная с декабря 2020 года снова становится участником политических ток-шоу и, поговаривают, очень близко сошелся с Ринатом Ахметовым по целому ряду экономических вопросов.

Гройсман всячески пытается донести, что он был едва ли не самым эффективным премьер-министром. Однако многие граждане этого попросту не заметили. Для Зеленского Гройсман может быть ценен тем, что он находится в конфликте с Петром Порошенко. Плюс Гройсман уже работал непродолжительное время с Зеленским – с мая по сентябрь 2019 года, и показал свою готовность к конструктиву (говорят, Зеленскому было комфортно работать с Гройсманом, хотя политическая логика говорила о том, что его просто необходимо будет поменять на кого-то другого). 

Каждая из этих фигур кажется уязвимой – в случае внесения их кандидатур на рассмотрение Верховной Рады. Но наиболее интересным может стать опыт Франции, когда в 1935 году было сформировано Правительство национального единства во главе с Леоном Блюмом – так называемое «правительство от Шотана до Тореза», включившее в себя представителей различных политических сил, иногда противоположных по идеологии. Это правительство вывело Францию из экономического кризиса и не допустило прихода к власти фашистов. 

Почему бы не сформировать подобное правительство в Украине? Например, Юлия Тимошенко – премьер-министр, Владимир Гройсман – первый вице-премьер, Юрий Витренко – вице-премьер по вопросам энергетики, Кира Рудык – вице-премьер по евроатлантической интеграции, Игорь Палица – вице-премьер по вопросам ЖКХ. Параллельно расширив полномочия и возможности вице-премьеров. 

Хотя, мне кажется, это уже из области фантастики. Мы же, в конце концов, не во Франции?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь