События, происходящие в Украине, на первый взгляд, напоминают броуновское движение без смысла, без цели и без плана. Но это лишь на первый взгляд. На самом деле все процессы в нашей стране логичны и объяснимы – но сквозь призму особой, специфической логики, похожей на логику Льюиса Кэрролла или Сальвадора Дали. Впрочем, мы уже давно не удивляемся многим вещам, воспринимая их как само собою разумеющееся.

То, что мы наблюдаем сегодня в политике – противостояние между Офисом президента и Конституционным Судом, шатания в Верховной Раде, перестановки в системе государственного управления, появление новых мессиджей относительно «Донбасского кейса» и т.д. – все подчинено основной логике: Владимир Зеленский пытается максимально укрепить свою власть. В 2019 году он пришел в политику, не имея политического опыта. В феврале-марте 2020 года, уволив Богдана, Гончарука и Рябошапку, Зеленский показал: он достаточно разобрался в политике, чтобы делать самостоятельные шаги – без оглядки на временщиков и советников. Осенью 2020 года Зеленский пытается показать, что он стал полноценным президентом и готов укреплять свои институционные позиции.

Весьма скромный результат партии «Слуга народа», продемонстрированный в ходе местных выборов, а также прогнозируемое проседание рейтингов самого Зеленского, дали основания политическим оппонентам президента говорить о банкротстве «зеленых». Обе оппозиции – и «Европейская солидарность», и ОПЗЖ – наперебой начали говорить о «начале конца» Зеленского. Социальные сети, интернет-пространство, медиа наполнились однотипными материалами о том, что скоро нас ждут досрочные президентские выборы и что Зеленскому осталось недолго. В этих условиях Зеленский выбрал правильную тактику.

Его противостояние с Конституционным Судом принесло Зеленскому те дивиденды, которые не могли просчитать его оппоненты. Президент действовал дерзко и самоуверенно – это факт. Он вышел за рамки своих полномочий. Он вроде бы замахнулся на святая святых. Но в то же время он переломил ситуацию: уже никто не говорит об ослабленном Зеленском и о том, что его партия проиграла выборы. Все спорят о том, «распустит или не распустит», «дожмет или не дожмет». И – чтобы не давать оппонентам передохнуть – Зеленский намекнул: вообще-то мы можем и Раду распустить, и выборы досрочные провести.

В информационном плане Зеленскому удалось перехватить инициативу. Теперь остальным политикам приходится реагировать на инициативы Зеленского – то есть, он ведет, он задает фарватер. Остальные реагируют. Более того: он попытался расколоть сформировавшийся против него фронт, вбив клин между «соросятами» и «поросятами». Начиная с весны 2020 года откровенно компрадорская часть украинского политикума (люди, ориентированные на «западные ценности» в виде грантов), выброшенные из исполнительной власти после короткого и бесславного пребывания в оной, начали сближаться со средой Петра Порошенко. В сентябре многие эксперты говорили о том, что «соросята» очень активно сотрудничают с «поросятами», зачастую продвигая общие мессиджи и взаимно помогая друг другу на выборах. Несколько гневных выпадов представителей партии «Голос» в адрес «Европейской солидарность» не должны вводить нас в заблуждение: в «Голосе» существует специфическое крыло, представленное «Галицкой партией», для которой ЕС является конкурентом во Львове. В остальном позиции двух политических сил более чем похожи.

Избрав в качестве casus belli решение Конституционного Суда по признанию неконституционным закона об обязательном электронном декларировании доходов чиновников, Зеленский моментально превратил «соросят» в своих сторонников. Более того: он сделал их основными глашатаями данного процесса – шельмования судей КС. Шабунин и Ко моментально превратились в новоиспеченных хунвейбинов, которые не просто выступают с гневными обличающими речами, но и ездят по Киеву с виселицей и устраивают суды Линча судьям КС и сочувствующим им лицам. Они почувствовали собственную важность и «нужность». И если завтра кто-то шепнет им на ухо: «А настоящие коррупционеры окопались у Порошенко» — автомобили с прикрепленными к ним виселицами будут у ворот Порошенко.

Важный момент: наступление на Конституционный Суд Зеленский начала не только с подачи общественности, но и защищая обязательства, взятые перед Европейским Союзом и нашими стратегическими партнерами из-за океана. Это же на их требования поднял руку Конституционный Суд! Это же их детище чуть не отменили! И что бы там не говорили в Венецианской комиссии, как бы не возмущались европейские структуры – Зеленский всегда может использовать козырь: не для себя, для вас стараемся. А надо будет отмотать ситуацию назад (и такое иногда случается в политике), — всегда можно передать пас Западу: мол, вы там определитесь, что нам делать – не трогать Конституционный Суд или антикоррупционное законодательство? А если не трогать КС, то где гарантия, что он не отменит земельный закон?

Все это очень важно, учитывая два момента. Первый – выборы в США, которые вроде как завершились победой Байдена, но Трамп не собирается сдаваться. Это может повергнуть США в длительный хаос, после которого команда демократов, скорее всего, активизирует свою деятельность в направлении дестабилизации России, а Украине при этом отведена роль главного полигона. Излишний экспансионизм, который на протяжении всей истории США демонстрировали демократы, сегодня может быть многократно умножен. У Байдена в Украине есть надежный и проверенный агент – Петр Порошенко. Зеленский своими действиями хочет продемонстрировать, что он может быть намного более эффективен, чем Порошенко. Хотя – стоит признать, последние два месяца ознаменовались тем, что Зеленский очень активно использует порошенковскую риторику – особенно в гуманитарной сфере и в дипломатии.

Во-вторых, приближается очередная годовщина Майданов. Ближе к 20-м числам ноября в Украине начинают проявляться разного рода «ветераны Майдана», «воины света» и прочие приравненные к ним категории населения. Обычно они ведут себя довольно радикально и угрожают обязательным штурмом Офиса президента, развешиванием чиновников на столбах и другими активностями. Зеленский пытается оседлать волну, чтобы не дать возможности этой волне превратиться в цунами. То, что под Конституционным Судом появились толпы радикалов, выступающих де-факто на стороне Зеленского, также показательно: в президентской команде научились организовывать массовые акции и перетягивать на свою сторону бывших противников.

То есть, все, что мы наблюдали на протяжении последних недель, было направлено на укрепление позиций президента перед прогнозируемыми испытаниями.

Ведь впереди – очень серьезный забег на дальнюю дистанцию. Надо решать вопрос Донбасса – замораживать конфликт, продолжать договариваться в рамках Минских договоренностей или же переходить в наступление (что-то подсказывает, что Вашингтон будет рекомендовать последнее – это в стиле демократов). Надо что-то делать с экономикой. Надо укреплять вертикаль президентской власти на местах, что будет очень и очень сложно. Никто не говорит что невозможно, но сложно – да!

Понятно, что Украине предстоит пройти через очень сложные процессы наведения элементарного порядка в собственной стране. В этих условиях Зеленский будет, скорее всего, постоянно повышать градус напряжения и будет продуцировать новые и новые инициативы, заставляя остальных участников политического процесса остро реагировать на них. Если я прав, то уже через несколько месяцев планка может быть поднята так высоко, что Зеленский сможет инициировать принятие новой Конституции Украины. А пока сам конфликт с КС и другими институтами можно решить по старой доброй традиции – подписанием Конституционного Договора. Помните, в 1995 году Кучма и Мороз вышли из политического кризиса именно таким путем, а также очертили контуры нового Основного Закона?

Осенний политический марафон только начинается, не смотря на то, что осень, по сути, заканчивается.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь