Оригинал: Статья Владимира Зеленского для Financial Times
Перевод: Николай Пилипчук
Недавние постановления подрывают верховенство закона, ослабляют наше общество и экономику и направлены на то, чтобы остановить нашу евроатлантическую интеграцию.
Украина находится под атакой не только на границах, но и в центре ее демократических институтов. Я хочу заверить наших международных партнеров в том, что мы будем сопротивляться и победим.
На прошлой неделе Конституционный суд Украины вынес деструктивное решение, пытаясь разрушить нашу антикоррупционную архитектуру. Судьи заявили, что Национальное антикоррупционное бюро (НАБУ – ред.) не имеет конституционного права проверять и раскрывать декларации об активах, сделанные государственными служащими, и что предоставление ложной информации больше не будет считаться уголовным преступлением.
Введение в 2016 году обязательного электронного декларирования и ответственности за незаконное обогащение было первым и наиболее важным шагом в создании основы для искоренения коррупции в Украине. Именно тогда украинцы обнаружили в декларациях вопиющее богатство высших должностных лиц.
Подрывом этого процесса является попытка уничтожить существенную часть антикоррупционных достижений Революции достоинства 2014 года, построенных украинским гражданским обществом при активной поддержке наших западных партнеров. Это следует за другим недавним постановлением Конституционного суда, подорвавшим авторитет Национального антикоррупционного бюро, которое было создано для расследования взяточничества среди высших государственных служащих.
Эти постановления являются частью систематических усилий по подрыву верховенства закона, противодействию прогрессу, достигнутому в нашей борьбе с коррупцией, ослаблению нашего общества и экономики, и, наконец, что не менее важно — может остановить евроатлантическую интеграцию Украины.
Особое беспокойство вызывает тот факт, что на рассмотрении Конституционного суда находится ряд других петиций — от пророссийских депутатов и тех, кого поддерживают олигархи, — которые призваны отменить наши последние крупные реформы в таких вопросах, как земля (земельная реформа – ред), банковское дело и антикоррупционный суд. Я горжусь тем, что нам удалось осуществить эти жизненно важные для страны реформы, но теперь Конституционный суд угрожает их цинично демонтировать.
Лидеры этой кампании хорошо известны: это коалиция доверенных лиц России и некоторых видных украинских олигархов, которые чувствуют угрозу деятельности наших антикоррупционных институтов. Они выступают против интеграции в ЕС и НАТО, сотрудничества Украины с МВФ и общества, основанного на правилах, от которого выиграют 99 процентов, а не только 1 процент.
Как президент Украины, я никогда не позволю этим темным силам добиться успеха в своей попытке контрреволюции. Приоритет украинского народа ясен как никогда: он заключается в прекращении коррупции и укреплении верховенства закона.
Чтобы защитить и укрепить нашу антикоррупционную инфраструктуру, я решил принять ряд чрезвычайных мер. Совет национальной безопасности и обороны (СНБО – ред.), который я возглавляю, принял меры по восстановлению электронных деклараций.
Я также представил в парламент законопроект, направленный на восстановление наших институтов по борьбе с коррупцией, и просил наших государственных служащих продолжать свою деятельность по борьбе с коррупцией, несмотря ни на что. Кроме того, я попросил парламент реструктурировать состав Конституционного суда, который потерял доверие и авторитет.
Это суд-кенгуру, и его глава находится под следствием за то, что в 2018 году приобрел недвижимость в оккупированном Россией Крыму, что является полным нарушением украинского законодательства, и не сообщил об этом в своей электронной декларации.
Несколько судей этого суда также находятся под следствием НАЗК за неполное раскрытие их активов в соответствии с тем же законодательством, которое они только что признали незаконным — это чрезвычайный и неприемлемый конфликт интересов. Неудивительно, что даже до этого кризиса всего 2,2% населения Украины полностью доверяли Конституционному суду. Этих судей необходимо заменить на независимых уважаемых юристов.
Мы также начинаем расследования в отношении людей, которые действовали незаконно от имени корыстных интересов известных влиятельных финансовых групп и иностранных держав, чтобы уничтожить наши антикоррупционные агентства. И я попросил правительство начать консультации и разработать широкую и амбициозную программу судебной реформы, которая будет включать в себя чистку судов.
В эти непростые времена я призываю все украинские прореформенные политические силы и гражданское общество объединиться и сотрудничать в этой борьбе за душу и будущее нашей нации. Я также призываю наших международных партнеров и союзников продолжать поддерживать нас и доказывать неправоту тех, кто пытается воспрепятствовать нашему сотрудничеству и сорвать его.