Избиратели в США 3 ноября решат, останется ли Дональд Трамп в Белом доме еще на четыре года. Президенту-республиканцу бросает вызов кандидат от Демократической партии Джо Байден, экс-вице-президент в правительстве Барака Обамы.
В системе коллегий выборщиков, которую США используют для выборов президента, каждому штату предоставляется количество голосов в зависимости от населения. По мере приближения дня выборов социологи будут пытаться оценить настроение избирателей страны. Национальные опросы — определенный ориентир популярности кандидата по всей стране в целом, но они не обязательно достоверно предсказывают результаты выборов. Например, напоминают политологи, в 2016 году Хиллари Клинтон лидировала в опросах и набрала голосов больше, чем Дональд Трамп, но она все же проиграла — потому, что США используют избирательную систему выборщиков от штатов, при которой получение большинства голосов не всегда означает победу.
Оппонент нынешнего президента США на грядущих выборах Джо Байден оторвался в рейтингах от Дональда Трампа после первых дебатов. Об этом свидетельствуют социологические данные CNBC-Change, опубликованные The Hill в пятницу, 2 октября.
При этом, как показывают опросы населения, большинству американцев не нравится, как власти справляются с пандемией коронавируса. Также американцы назвали прошедшие дебаты претендентов едва ли не худшей дискуссией за все времена.
Других факторов, так или иначе влияющих на ход избирательного процесса в США, тоже достаточно, отмечают эксперты. Среди них — протесты по всей стране, начавшиеся после смерти афроамериканца Джорджа Флойда, репутационные удары и неудачные реакции каждого из кандидатов на ежедневные вызовы. Какова ситуация в ключевых штатах? Можно ли доверять опросам? Как коронавирус повлиял на позиции Трампа?
Комментарий экспертов: Кость Бондаренко, политолог, руководитель Фонда «Украинская политика» и Алексей Якубин, политолог, кандидат политических наук
Кость Бондаренко, политолог,руководитель Фонда «Украинская политика»
Бороться за право возглавить Белый Дом в 2020 году будут два тяжеловеса американской политики: действующий президент США Дональд Трамп и экс-вице-президент Джо Байден. В настоящее время последние социологические исследования показывают, что Байден незначительно опережает Трампа. Однако делать выводы рано: результат выборов в Америке определяют не избиратели, а коллегия выборщиков, затем есть факторы, которые способны изменить итоги выборов.
Если говорить о характеристиках избирателей Байдена и Трампа, то они остаются неизменными. У демократов и республиканцев достаточно стабильные электоральные группы. У каждой из партий есть свои штаты, в которых отдают предпочтение той или иной политической силе. Сегодня мы видим приблизительно равные соотношения сил. Но со времен кампании Гора и Буша — двухтысячного года, еще никогда не было такого накала страстей, как в этом году.
Что касается электоральных групп. Демократы по своему характеру левоцентристы. Во внутренней политике они являются сторонниками социальных программ. Отсюда и программа «Obamacare», которую пытался внедрить Барак Обама и которую пытался фактически снести Трамп. Демократы апеллируют к социально незащищенным слоям населения, поэтому среди их электората очень много мигрантов. Среди избирателей демократов много цветного населения. Прогнозируется, что участники акции BLM (Black Lives Matter) скорее всего, будут поддерживать Байдена, и после выборов. Вполне возможно, если Байден проиграет, они будут выходить на улицу с требованием справедливости, и с требованием признать президентом США — Байдена. Улицы сегодня на стороне Байдена.
Что касается республиканцев. Республиканцы являются консерваторами по своей натуре. В первую очередь, они защищают частную собственность, представителей бизнеса, деловые круги. Среди сторонников Трампа — большинство белого населения. Это белое население, которое сегодня даже забыв о каких-то социальных обидах, сегодня боится улицы, боится темнокожего, цветного населения и готовы сегодня голосовать за республиканцев. Республиканцы — сторонники порядка, дисциплины в обществе, сторонники прозрачных правил игры в обществе. В штабах каждого кандидата разработан портрет избирателя. У Трампа это, в большей части, средний класс, рабочие, за которых он боролся и во время предыдущей избирательной кампании, Пентагон, бизнес, крупный бизнес, нефтяники, экспортно-ориентированный бизнес. У демократов — финансовые магнаты, крупные страховики, интеллигенция, люди с высшим образованием. Оба кандидата имеют плюс-минус равные позиции. У каждой из партий есть свой «ядерный» электорат, который будет голосовать за своего кандидата. Это в США не меняется веками. Поэтому все решит коллегия выборных представителей. В общей сложности выборных представителей в США 538, для победы кандидату в президенты нужно получить голоса минимум 270 выборщиков.
Еще рано говорить, в каких штатах будет решаться судьба выборов. Можно посмотреть предыдущую социологию, какие штаты были переломными. На прошлых выборах это был так называемый «Ржавый пояс», который все время недооценивали. Поддержка Трампа в регионе Ржавого пояса — это часть Среднего Запада и восточного побережья США — оказалась гораздо сильнее, чем показывали опросы. Это произошло как раз потому, что составители опросов недостаточное внимание обращали на уровень образованности опрашиваемых людей: в 2016 году именно этот фактор оказался важным для понимания результатов выборов.
Пандемия коронавируса стала главным событием в США с начала года, и реакция на действия президента Трампа предсказуемо разделилась по партийной линии. Пик поддержки его подхода к решению проблемы вируса пришелся на середину марта после того, как он объявил чрезвычайную ситуацию в стране и выделил штатам 50 млрд долларов на то, чтобы остановить распространение вируса. На тот момент 55% американцев одобрили его действия, согласно данным компании Ipsos, ведущей регулярные опросы. Но поддержка демократов вскоре после этого испарилась, в то время как республиканцы продолжали поддерживать своего президента.
Опросы общественного мнения показывают, что у Байдена лидирующие позиции в Мичигане, Пенсильвании и Висконсине — трех индустриальных штатах, в которых его соперник в 2016 году одержал победу с перевесом менее 1%. Но сегодня я бы не стал обращать серьезное внимание на социологию, потому что сегодня профессиональные социологи говорят о том, что существует большое количество так называемых «стесняющихся трампистов». Они не решаются в ходе опросов говорить о том, что во время избирательной кампании будут поддерживать Трампа. При этом косвенные данные показывают, что около 10% граждан относятся именно к такой категории «стесняющихся трампистов», которые на выборах, скорее всего, проголосуют за Трампа.
Нужно отметить, что как политики Байден и Трамп сильно отличаются друг от друга. От представителя демократов можно ожидать того, что он будет «Обамой-2». В то же время, многие американские эксперты его считают слабым и нерешительным. В противовес позиции Байдена сила Трампа в том, что он предлагает американцам классическую систему Республиканской партии: Америку, которая не боится показывать силу, поддерживать союзников и, если нужно, идти на конфронтацию. Но у кандидатов есть и много общего: в первую очередь, они уже люди пожилые и не могут все контролировать. У них также проблема с подбором кадров: они все еще делают ставку на «старую гвардию».
Но Трамп сделал главную вещь, которую ему не могут простить: он бросил вызов так называемому «Вашингтонскому болоту». «Вашингтонское болото» — это разного рода люди, которые живут за счет Белого дома и всех институтов власти, люди, которые привыкли зарабатывать на каких-то полукоррупционных схемах. Американцы же считают, что только в Украине коррупция, но на самом деле в Соединенных Штатах коррупция является достаточно серьезным бичом для общества, особенно для Вашингтона. И вот именно это «Вашингтонское болото» сегодня сосредоточилось вокруг демократов, вокруг Байдена: разного рода «деляги», которых отстранили от финансовых потоков. Например, это тот же Сорос, который в этом году заявил, что он бросит миллиард на борьбу с диктатурами, в первую очередь, имея в виду «диктатуру» Трампа. Демократы – это экспансионизм, это продолжение экспансионистской политики, а значит, это многочисленные войны. Победа Байдена – это наверняка эскалация войны на Востоке Украины. Трамп – это изоляционизм. В первую очередь, это ставка на развитие социальных и экономических процессов в самих Соединенных Штатах.
Скорее всего, нас ожидает хаос после выборов в США. Ни Трамп, ни Байден не собираются сдаваться, ни один из них не собирается признавать себя побежденным. На стороне Трампа есть достаточно много силовиков, очень много влиятельных генералов выступили в поддержку Трампа. Я думаю, может быть достаточно серьезное противостояние, которое может продолжаться и спустя несколько месяцев после выборов.
Алексей Якубин, политолог, кандидат политических наук
Избиратель Демократической партии – это, в основном, избиратель среднего класса и ниже. А в американском формате Демпартия – это то, что в Европе назвали бы Социал-демократической или даже Социалистической партией, а местами и Коммунистической — в контексте политики, которую они предлагают. Сегодня демократы активно пытаются вернуть себе средний класс, плюс различных представителей меньшинств – этнических и сексуальных: с 1992 года кандидаты от Демократической партии выигрывают все голосования среди ЛГБТ-избирателей. Также активны их попытки за афроамериканского и испаноязычного избирателя — выходцев из стран Латинской Америки. Также наблюдаются попытки «выбить» у Трампа его избирателя, мы говорим об избирателе Республиканской партии.
Трампу удалось заручиться поддержкой рабочих. Есть такое понятие — «Ржавый пояс», там, где есть промышленность. Ее переносили в менее развитые страны, где можно платить меньше налогов и зарплаты. Трамп смог заручиться поддержкой от «Ржавого пояса», рабочие действительно поддерживали его во время прошлой кампании. За Трампа готовы проголосовать часть рабочих, плюс верхушка среднего класса и состоятельные граждане. Обеспеченные и сверхобеспеченные избиратели голосовали за Дональда Трампа на прошлых выборах. Взгляды Дональда Трампа и Республиканской партии, в основном, разделяют белые американцы. Это традиционный для республиканцев избиратель, плюс еще представители консервативных кругов, религиозные группы, которые в республиканцах часто видят тех, кто готов опираться на то, что в Европе бы назвали традиционалистскими или даже фундаменталистскими вещами. Насколько я понимаю, команда Трампа также активно борется за темнокожего избирателя, технологи Трампа работают конкретно с его электоратом, который, с точки зрения количества выборщиков, представляет большинство.
Есть ряд штатов, их называют «танцующие штаты», от которых может зависеть исход выборов. Большинство штатов почти всегда голосуют одинаково, и это означает, что на самом деле шанс на победу у обоих кандидатов есть всего в нескольких штатах. В этих местах и решается судьба выборов. За какие штаты идет борьба? Техас, Флорида, Джорджия, Вирджиния, Пенсильвания, Мичиган, Миннесота и некоторые другие. Но именно те ключевые штаты, в которых Трамп с большим отрывом выиграл в 2016 году, сегодня больше всего беспокоят его предвыборную команду. Его перевес в Айове, Огайо и Техасе составлял тогда 8-10%, но сейчас он идет практически вровень с Байденом во всех трех штатах.
В системе коллегий выборщиков, которую США используют для выборов президента, каждому штату предоставляется количество голосов в зависимости от населения. В общей сложности в коллегии выборщиков 538 голосов, поэтому для победы кандидату нужно набрать 270. Но эти выборы специфические. На этих выборах большую роль будет играть то, что сейчас Трамп начал активно критиковать, я имею в виду – голосование по почте. Там N-ый процент уже начинает голосовать, и это может сыграть свою роль. Мне кажется, роль этих «танцующих штатов» важна, но тут еще важен фактор голосования по почте, как он отразится на ходе кампании.
Очень важен фактор, связанный с тем, что будет дальше происходить с судебной системой США: тот факт, что умерла одна из представительниц Верховного суда, сейчас для Трампа открывает возможность увеличить присутствие своих представителей в Верховном суде. Я не исключаю, как это было в свое время в выборах между Джорджем Бушем-младшим и Альбертом Гором, что исход решения по переголосованию может решаться в судах. Такой вариант существует, учитывая, что Трамп уже сейчас готовит почву для этого — он начинает обвинять демократы в том, что они готовы использовать механизм голосования по почте для фальсификаций. В свою очередь демократы также во многом сделали ставку на коронавирус — поэтому голосуйте с помощью почты. А Трамп своих избирателей призывает приходить лично на избирательные участки. И может случиться, что избиратель Трампа более организованно дойдет до этих участков. А пока будет приходить прием голосов через почту, может возникнуть казус: уже будут одни результаты, Трамп будет говорить, что он победил, а тут доходят через почту «голоса». Мы можем увидеть целый ворох таких последствий.
Если говорить о рейтингах и опроса, то нелишне вспомнить прошлые выборы: тогда большинство национальных опросов поставили Хиллари Клинтон впереди Трампа на несколько процентных пунктов. В 2016 году у социологов действительно были некоторые проблемы, в частности, неспособность должным образом учесть мнение избирателей без высшего образования, а это означает, что преимущество Трампа в некоторых ключевых штатах не было выявлено до конца президентской гонки, если его вообще удалось обнаружить. Большинство социологических компаний сегодня внесли соответствующие изменения в алгоритмы своей работы. Но в этом году неопределенность еще больше, чем обычно: из-за пандемии коронавируса и ее влияния на экономику и на то, как люди будут голосовать в ноябре. Поэтому все опросы следует рассматривать с долей скепсиса, особенно когда до выборов еще остается довольно много времени. При этом, уверен, что стоит изучать опросы. Даже по самым лояльным к республиканцам опросам, пусть маленький, но есть определенный разрыв между Байденом и Трампом. Здесь основная проблема в том, насколько это опережение глобально, будет ли оно играть ключевую роль. Сама расстановка сил в ходе американской избирательной кампании может легко измениться, как это было, опять же, в 2016 году, когда за неделю до голосования Клинтон значительно опережала Трампа.
Но дело еще в том, что саму американскую избирательную систему не зря называют архаичной. Избирательная система США — непрямая, и финальный результат определяет коллегия выборщиков. Их назначает каждый штат исходя из количества сенаторов и представителей, которых он имеет право направлять в Конгресс США. Поэтому, в некоторых штатах их больше. Например, Калифорнию представляют 55 выборщиков, а Монтану или Вермонт — всего по 3. Здесь количество полученных голосов – не означает победу, даже большинство количества голосов, которые получают избиратели. А штаты разные — есть маленькие, большие. Поэтому получается, что победа Трампа в каких-то маленьких штатах равносильна его проигрышу. Условно говоря, Байден наберет большинство в Калифорнии, там много населения – десятки миллионов, это густонаселенный штат. Трамп же может получить большинство в малонаселенных. Специфика американской системы нам говорит о том, что Байден сегодня опережает Трампа, но это еще не означает проигрыш Трампа. Также я не исключаю, что Трамп сможет использовать свое заболевание коронавирусом. Когда Борис Джонсон заболел коронавирусом, ему это добавило 17% рейтинга, т.е. имеет место сочувствие людей. Я не исключаю, что Трампу эта история может также добавить рейтинга.
Несколько слов о дебатах претендентов. Надо сказать, что американская политическая сцена очень ритуализирована. Кандидаты должны делать очень много ритуальных действий для того, чтобы выглядеть убедительно. Там все жестко прописано, что нужно делать. На самом же деле, мы видим, что Трамп во многом стал разрушителем этих «ритуалов». Мы увидели, что и Байден вместе с Трампом продолжил разрушение ритулизированного формата о том, что кандидаты должны иметь хотя бы минимум уважения друг другу, не называть друг друга разными обидными словами и вести себя прилично: но мы увидели, что это уже разрушено. Более того, Байден вел себя в стиле «а-ля Трамп». На дебатах были прямые оскорбления, они не слушали друг друга. Мне кажется, что наши президентские дебаты выглядели на порядок приличнее того, что продемонстрировали действующий президент США и кандидат в президенты. Добавлю, в США любят делать всякие скетчи на подобные дебаты — так даже скетчи приличнее выглядели, чем эти дебаты.
Особенности этих выборов и риски. Во-первых, есть риск того, что стороны могут не признать результаты выборов и этот риск достаточно высок. Для американской политической системы это новое. За последние 50 лет сложно вспомнить, когда кандидаты наперед могли бы говорить, что они не признают результат выборов. А Трамп намекнул, что он может не признать результаты выборов. Открытый вопрос, как будет себя вести Байден при таком раскладе.
Второй риск — в США до сих пор не утихли протестные движения. Открытым остается вопрос, как они будут реагировать на разный результат выборов. Мы видим, что есть фактор консервативных и ультраправых американцев, так называемых «Proud Boys». Республиканцы сегодня пытаются играть на том, что они сохранят финансирование или увеличат финансирование полиции в отличие от демократов, которые говорят, что они перенаправят финансирование полиции на другие нужды.
Эти выборы проходят в ситуации продолжающейся поляризации американского общества. Эту ситуацию можно назвать Холодная гражданская война, когда две части американского общества не готовы слушать друг друга. Холодная гражданская война не останавливается, она продолжается. В этих условиях, когда Дональд Трамп говорит, что «я не признаю результаты выборов», это говорит о том, что любые результаты выборов могут сопровождаться колоссальным массовым протестом. Открытый вопрос — что будет дальше? Я имею в виду, как будут себя вести американские вооруженные силы, разные политические группы в самих США. Например, если побеждает Байден или Трамп с минимальным отрывом, я думаю, что увидим попытку через судебную систему это все решить. А вдруг так получится, что система станет на сторону, например, Трампа?
Есть впечатление, что часть влиятельных американских капиталистов с опаской относятся к демократам. В условиях, когда параллельно есть «Black Lives Matter» и социально-низовые протесты усиливаются, мне кажется, что многие американские финансово-промышленные группы будут еще думать, на кого им ставить. Тем более, демократы в любом случае будут ставить вопрос об увеличении налогообложения на американские корпорации, это очевидный тренд. Им просто придется это сделать, потому что у них достаточно высокий уровень социальных обещаний, например, по медицинской системе, по образованию. Ну, и игнорировать экономические риски от коронавируса не стоит. Трамп использовал тезисы о том, что им было создано более 7 млн рабочих мест, была достигнута наиболее низкая инфляция за последние 60 лет, а количество безработных сократилось. Коронавирус эту ситуацию несколько изменил, ударив и по политическому весу Трампа. Но, мне кажется, что пик влияния COVID-19 на его рейтинги уже прошел, в том числе и за счет того, что Трамп выделил триллионы долларов на помощь американскому бизнесу.