16 апреля Фонд «Украинская политика»/UP Foundation провел онлайн-конференцию на тему «Мир после карантина: на какую роль может претендовать Украина?».

В онлайн-конференции приняли участие:

Константин Бондаренко, руководитель Фонда «Украинская политика»/UP Foundation.

Андрей Ермолаев, руководитель стратегической группы SOFIA

Игорь Попов, политолог, эксперт Украинского института будущего

Модератор  онлайн-конференции —  Лев Бондаренко, директор Фонда «Украинская политика»/UP Foundation, аналитик, журналист.

Сегодня мировые СМИ практически полностью заполнены новостями о коронавирусе, также сводками о том, как население разных стран справляется с эпидемией. В то же время, на заднем плане остается много значимых событий на геополитической арене, которые требуют дополнительного внимания. Рано или поздно карантин закончится, вспышку болезни удастся присмирить, а отношения меду государствами и дальше буду строиться или разрушаться. Мир не стоит на месте, никуда не делся мировой экономический кризис, не теряют своей актуальности конфликты на Ближнем Востоке, в этом году выборы в США, никуда не исчез и европейский кризис.

Какое будущее ждет мир и Украину после выхода из карантина? Какова роль Украины в новом мировом порядке и как будут в дальнейшем выстраиваться ее отношения как с ближайшими соседями, так и с главными игроками на геополитической арене?

Андрей Ермолаев, отметил, что большой глобальный кризис ,который уже назвали «Депрессия 2.0» , вот-вот накроет мир. Речь идет кризисе глобального капитализма, об остывании экономики, о структурных изменениях. С 2017 года, когда только были «зализаны» раны от предыдущего финансового кризиса, ведущие страны начали заниматься подготовкой к кризису грядущему. Это , прежде всего, «трампономика» — прагматическая и жесткая политика , не свойственная либеральной политике США, восстановление реального сектора экономики , политика протекционизма. Сегодня возник новый термин – «политика сделок». Например, даже в вооруженных конфликтах в прошлом году использовали предложения о сделках, а не предложения о мирных переговорах.

«Мир начинает перестраиваться, готовясь к этой депрессии. Сейчас часто звучит вопрос — какое будущее у глобализма? Глобализм — это форма современного капитализма, когда сформировано устойчивое распределение труда, глобальная экономика плохо переносит «единоцентрие». Будущее глобализма — это не просто будущее отдельной страны, это будущее структур всего глобального мира. Новый ультраглобализм будет более центричен, на первый план выходит конкуренция технологий, формирование высококонцентрированного капитала. Все эти предпосылки позволяют предположить — какой будет конкуренция в условиях начавшейся глобальной депрессии. Нас ждет реакционный ультраглобализм, который будет ограничивать традиционные свободы либерального рынка, и самым дефицитным товаром станет высокообразованная рабочая сила.

В одном из интервью я назвал Украину «всадником без головы», где внешнее игроки пытаются пристроить «свою» голову всаднику. Нашим политикам следует использовать концептуальную власть. Т.е. возможность использовать тот интеллектуальный потенциал, которым обладает страна: научный мир , экспертный мир. В каждой развитой стране – при любой власти – существует тесная связь политической и интеллектуальной элиты общества. В Украине подобного симбиоза нет.»

Игорь Попов, обратил внимание, на то, что идет большой передел мира, изменился вес всех игроков, идет «пересдача» карт, и в новом раскладе влияние каждого игрока будет изменено. Очень возможно, нас ждет уменьшение роли доллара и увеличение роли остальных, «региональных» валют. Снижение потребления уже идет – сейчас эти тенденции будут актуальны для американского среднего класса, китайского, европейского. Будет не только падение ВВП мировых игроков и но и падение личных доходов и потребления всех домохозяйств в любой стране мира.

«Проявление кризиса – борьба глобалистов против изоляционистов и протекционистов. Уже региональные и глобальные игроки просчитывают, как воспользоваться кризисом , чтобы кому-то захватить новые коридоры для газопроводов Сирии , кому-то добиться специального статуса для непризнанных республик — глобальные игроки не могут играть на всех шахматных досках одновременно – ресурсов на всех не хватает. Поэтому региональные игроки попытаются решить свои проблемы. Вообще роль глобальных организаций будет падать.

Что касается Украины – чем она интересна миру? Транзитом. Это можно было бы использовать , но с газовым транзитом, похоже, игра заканчивается, другие же транизиты Украина проиграла – Шелковый путь, например, проиграли расширение портов, не построили автобан ,по которому шли бы товары — поэтому наш транзитынй потенциал в среднесрочной перспективе не будет задействован. Конкуренция между сжиженным газом и поставками Газпрома продолжится. Ядерная энергетика останется в лидерах. Но наша страна рискует остаться на задворках нового мира».

Кость Бондаренко, акцентировал – непонятно , что будет с международными организациями, которые созданы уже более 70 лет назад? Мир меняется, организации создавались под конкретные задачи и конкретное видение ,большинство из них — продукт послевоенной эпохи. Они представлялись универсальным инструментом ,которые решались после Второй мировой войны – это и ООН и НАТО и т.д. Сейчас очевидно ,что необходимы новые структуры и организации , которые не столько бы исправляли старые ошибки, сколько не допускали бы новых.

«Не случайно сейчас критикуют и ООН и структуры ,связанные с ней – они показали свою неэффективность. . Также ранее говорили о двуполярном мире, потом об однополярном, потом — о нескольких государствах ,которые претендуют ,чтобы управлять миром. Мир после Второй мировой войны был также хаотичным. Но сегодня мир становится более фрагменитрованыым, более хаотичным – и сегодня этому Хаосу нужен новый порядок. Но сейчас его никто не может предложить. Сейчас, думаю, будет глобальная дискуссия: какими путями будет двигаться мир. Думаю ,он будет сочетать элементы демократии и авторитаризма

Украина же постепенно превращается в серую зону Европы, она перестанет быть интересной и для Европы и для остальных игроков. В самой Украине политика приобретает все более местечковый характер. У руководства страны нет понимания – где брать деньги? Как наполнять бюджет ,как развивать экономику? Ни один из рецептов ,которые применялись ранее, сегодня не действуют . Украина не только не стала, но и даже и не попыталась стать субъектным государством».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь