9 апреля Фонд «Украинская политика»/UP Foundation провел онлайн-конференцию на тему «Карантин, экономический кризис и трудовая миграция в Украине».
Участники онлайн-конференции:
Ольга Балакирева, председатель правления Украинского института социальных исследований им. Александра Яременко
Кирилл Молчанов, политолог, кандидат политических наук
Алексей Устенко, экономист, народный депутат Украины IX созыва
Модератор онлайн-конференции — Лев Бондаренко, директор Фонда «Украинская политика»/UP Foundation, аналитик, журналист.
В Украине существует определенная «каста» людей, которые называются «трудовые мигранты» или «заробитчане». Их точное количество определить довольно сложно, они не всегда информируют официальные инстанции о своей трудовой занятости, например, в Польше в прошлом году насчитывалось до 1 млн трудовых мигрантов из Украины. По информации НБУ только в прошлом году заробитчане перевели в страну 12 миллиардов долларов. Властью была заявлена заинтересованность в трудовых мигрантах, их приглашали вернуться в Украину. В декабре прошлого года была презентована президентская программа «Возвращайся и оставайся». В настоящее время, из-за мировой пандемии коронавируса многие трудовые мигранты вернулись, точнее — они были вынуждены вернуться в Украину.
Ольга Балакирева, подчеркнула, что по ее оценкам, количество труд мигрантов, которые находились за пределами Украины, составляет 5-6 млн человек. Но говорить, что они сегодня «вернулись» — очень оптимистично, вернулась максимально 10%. Тысячи украинцев остаются за рубежом, кто-то не может, а кто-то не хочет приехать.
«Это большой вызов для украинской экономики. Давайте посмотрим ,куда вернулась рабочая сила: это небольшие населенные пункты, это, в основном, Западная Украина. Но там предложить заробитчанам сегодня рабочие места достаточно сложно. Власти сегодня столкнутся с тем, что фактически нет стратегии возвращения трудовых мигрантов в страну. Предложенная в прошлом году программа уже раскритикована – под такими рода программами должен быть экономический расчет».
Кирилл Молчанов отметил, что украинская рабочая сила, скорее всего, будет нужна и в условиях нового миропоядка. Уже несколько европейских стран – Германия, Финляндия, Норвегия практически официально заявили, что ждут украинских заробитчан обратно. Естественно, украинские трудовые мигранты будут востребованы. Стоит разделить их на две группы, есть те, которые постоянно на зароботках, и тех, которые работают сезонно. Они воспользовались безвизом, выезжают два раза в год на сбор урожая или на стройку. Более всего сейчас понесут потери именно сезонные заробитчане.
«Уже к 21 году все более-менее вернется на круги своя, и очень важно найти им – заробитчанам — занятие. Украина готовится к открытию рынка земли, их можно бы привлечь к какой-то фермерской деятельности, кстати, у многих заробитчан есть земельные паи. Но справится ли украинская экономика, чтобы выдать им кредиты? Я бы не исключал, что по-прежнему будет спрос и у нас и за рубежом на узкоквалифицированную рабочую силу. Например, на медицинских работников. Я думаю будут вымываться кластерные узкопрофессиональные сегменты работников. Но сейчас есть возможность закрепить какое-то число заробитчан в Украине, чтобы они не разъезжались. Карантин закончится и уже сегодня нужно понимать – как восстанавливать, например, ту же сферу услуг Возвращение заробитчан, возможно, обвалит рунок труда в плане оплаты»
Алексей Устенко напомнил, что ряд экспертов считает заробитчан одной из «составляющих» украинского бюджета, с учетом того, что они вливают в страну в два-три раза больше, чем МВФ. В 2015 году начался массовый отток труд мигрантов за рубеж. Сейчас какой-то процент их вернулся, но я не уверен, что они массово опять поедут на работу за границу.
«В богатых странах ЕС, скорее всего, будут закрываться предприятия, Поляки, чехи, словаки вернутся домой из Англии, Германии — из более богатых стран ЕС — на те вакансии, которые занимали украинцы. Для наших заробитчан просто не будет там места. В РФ рынок заполнен приехавшими из Азии. Т.е. нашим заробитчанам придется искать работу на родине. Когда закончится карантин, все страны будут закрыты еще какое-то время, возможно и несколько месяцев. Поэтому я уверен, что власть должна ориентироваться на собственного производителя. Уже почти пять лет разговоры идут о неких внешних инвесторах. Но мы в наших условиях сегодня, к сожалению, не делаем ставку на внутренние ресурсы».