2 апреля Фонд «Украинская политика»/UP Foundation провел онлайн-конференцию на тему «Нужен ли Украине МВФ?».
Участники онлайн-конференции:
- Василий Горбаль, финансовый эксперт, народный депутат ВР Украины IV, V и VI созывов,
- Юрий Гаврилечко, экономический эксперт, соучредитель аналитического центра «Украинская фабрика мысли»,
- Павел Рудяков, политолог, директор Информационно-аналитического центра «Перспектива»
Модератор онлайн-конференции — Лев Бондаренко, директор Фонда «Украинская политика»/UP Foundation, аналитик, журналист.
Василий Горбаль отметил, что народные депутаты провалили голосование за законопроект, который предлагает изменить бюджет страны на 2020 год. Документом было предусмотрено создать в составе госбюджета Фонд борьбы с острой респираторной болезнью COVID-19 и ее последствиями в объеме 97,05 млрд грн. Попытка пересмотра бюджета в ВР провалилась, Украина является одной из немногих стран, где не выделены средства для специального Фонда ,который мог бы стимулировать экономику, компенсации бизнесу и т.п. Не переориентировав вовремя бюджет на борьбу с уже начавшейся бедой и ее последствиями, депутаты сосредоточились на принятии законов о невозможности возвращения банков экс-владельцам и открытии рынка земли, что требовал от Украины Международный валютный фонд. Рада проголосовала «земельный закон» и так называемый «антиколомойский закон. Также Василий Горбаль сказал, что отставка министра финансов Игоря Уманского произошла в «удобный момент», он, по словам депутатов из фракции «Слуга народа», якобы не договорился с МВФ. Но он ранее встречался с миссией и они дали позитивную оценку этим переговорам.
«Мы видим сегодня, что международные финансовые организации расширили перечень программ, которые они предоставят странам, это прямая помощь в бюджет, от МВФ и Мирового банка. Один из первых выступил с такой инициативой Мировой банк. Но никакие внешние источники не помогут украинской экономике в этот непростой период .
Конечно, помощь международных институций, своего рода, подспопрье макроэкономической стабильности, но не хотелось бы чтобы это происходило на фоне падающей украинской экономики. Переговоры с МВФ вести необходимо, но вопрос реструктуризации вполне объясним. Многие страны сегодня именно в таком формате ведут переговоры с международными финансовыми институтами. Не стоит забывать, что МВФ дает Украине деньги, которые пойдут на возврат долгов перед самим же Фондом. МВФ обещает дать нам около 5 миллиардов долларов с учетом того, что мы должны вернуть им в ближайшие два года 6 миллиардов. Фактически, это рефинансирование старых долгов»
Юрий Гаврилечко акцентировал, что сотрудничество с МВФ означает, что у страны есть какие-то системные структурные проблемы, она токсична, она больна кризисом. Международный валютный фонд всегда был маркером для финансовых спекулянтов. Для зарубежных инвесторов факт сотрудничества с Фондом действительно важен, поскольку он говорит о том, что страна будет погашать долги, будет выплачивать, поскольку МВФ является квинтэссенцией интересов внешних кредиторов, и раз он сотрудничает со страной, он ее заставит выплатить все долги. При этом, ряд стран отказались от сотрудничества с МВФ.
«Напомню, что Украина существует в состоянии дефолта с 2015 года. наша страна не способна выплачивать внешние долги самостоятельно. За счет внутренних ресурсов это сделать невозможно. И, на самом деле, «реструктуризация им.Яресько» — это и есть дефолт. С технической точки зрения с 17 декабря прошлого года украинский бюджет находится в состоянии дефолта — правительство финансирует только защищенные статьи расходов в ручном режиме. Реальных денег МВФ не дает никому, доллары в Украину не идут, МВФ эмитирует специальные права заимствования – квазивалюта, ценные бумаги.
При этом, за все время сотрудничества с МВФ ни одно правительство не отчиталось – куда пошли ресурсы от Фонда. Сегодня целесообразно вести переговоры не в плане – дайте денег, долги вернем после кризиса, причем этой программой уже начали заниматься другие страны. Украина должна прекратить сотрудничества с МВФ, работать с ЕБРР и Всемирным банком, которые дают реальные деньги. Если бы правительство вышло и официально сказало – у нас дефолт – это бы высвободило порядка 430 млрд гривен»
Павел Рудяков уточнил, что геополитический разворот в сторону Китая, как альтернативного заемщика денег пока утопичен. Что касается объявления дефолта – он уверен, что надо пойти этим путем. Недавно Ливан объявил дефолт, его премьер сказал, что они готовы к переговорам о реструктуризации долгов. Причем в Ливане лучше экономическая ситуация, чем в Украине.
«Сегодня я могу назвать «антиколомойский» закон – антиукраинским, так же, как и закон о продаже земле. Они заточены под иностранных кредиторов. Для выравнивания отношений с МВФ или переориентацию на работу с Китаем – нужна консолидация внутри страны – государственных деятелей, политиков , экономистов, общественности. Но если бы нынешняя власть предложила эту консолидацию — ей бы уже не поверили. В стране идет на политичнском уровне дезинтеграция, скорее всего регионы начнут спасать себя самостоятельно. Причем , у правительства нет реального видения ситуации в стране, и у правительства нет исполнителей, фактически, на любую программу».