США и радикальное движение Талибан  29 февраля с.г.  заключили соглашение, призванное запустить мирный процесс в Афганистане и положить конец самой продолжительной войне в истории Америки, унесшей десятки тысяч жизней и стоившей миллиарды долларов. Документ призван положить конец военному конфликту, который продолжается уже почти двадцать лет. Обещание прекратить войну в Афганистане было одним из ключевых в предвыборной кампании Трампа.

 В соглашении говорится, что США выведут войска за 14 месяцев, в случае если талибы будут соблюдать договоренности, что после подписания соглашения должны начаться переговоры между талибами и афганским правительством. США и партнеры по НАТО  завершат вывод оставшихся сил из Афганистана в течение 14 месяцев после объявления этой совместной декларации и заключения соглашения между США и Талибаном.  Соглашение заключалось между американцами и Талибаном. Афганское правительство под ними не подписывалось. Переговоры между представителями группировки Талибан и официальными властями Афганистана начнутся 10 марта.

Эксперты и СМИ отмечают, что данная история  похожа на то, как американцы оставили сирийских курдов на милость Турции и Дамаска. Американцев не интересует, что будет далее с их сторонниками. Учитывая, что Талибан не сдался за годы войны, то вывод войск США и НАТО из Афганистана, на которых держалась местная власть, не может не усилить позиций талибов.  В стране легализуются ранее непризнанные талибские формирования, с ними центральная власть должна вести прямые переговоры.  США сделали оговорку, что уйдут из страны, только если талибы выполнят свою часть соглашения. Но это исключительно вопрос политической воли — замечать нарушения или нет. В соглашении это маскируется под внутринациональный диалог. То есть признается гражданский характер противостояния.

каресев фотоПодписанное соглашение  и  возможные проблемы региона комментирует  Вадим Карасев, директор Института  глобальных стратегий

Начнем с того, что еще бывший президент США Барак Обама обещал вывести войска из Афганистана. Но у него это не получилось, поскольку он не был мастером разного рода сделок или проводником геополитического «дилерства», коим себя позиционирует   нынешний  президент Дональд Трамп. Трамп всегда говорил, что может отличить выгодную сделку —  бывшему риелтору, миллиардеру «от недвижимости»  присуща эта неотъемлемая черта характера. И Трамп пошел на сделку с талибами, несмотря на то, что они признавались американцами как террористическая организация. Он хотел выполнить то, что не выполнил Обама, но при этом  выполнить обещанное гражданам США во время избирательной кампании 2016 года. Для того, чтобы переизбраться, Трампу сейчас нужно подтвердить свои обещания, подтвердить реноме политика, человека, который держит свое слово. Чтобы выполнение предвыборных обещаний пошло в копилку его новой избирательной кампании.

Это еще раз показывает, что в современном мире —  даже на уровне великих держав — принципы становятся вторичными, а первичной становится тактическая выгода. Поэтому, во-первых, когда нужно, то можно талибов превратить в сторону субъекта сделки, и проигнорировать тот факт, что война с талибами началась после событий 11 сентября 2001 года, когда в Нью-Йорке были уничтожены башни-близнецы. Во-вторых, понятно, почему сделка была заключена не с официальным правительством Афганистана, которое было создано в начале двухтысячных годов после падения проамериканского режима. В Афганистане менялись президенты, и даже американские граждане становились потом президентами этой станы, например, таким президентом был эмигрант Хамид Карзай.

Если говорить о том, почему это соглашение было заключено не с официальными властями,  отмечу,  что американцы прекрасно понимают, что есть проамериканский режим, но реальная власть  в Афганистане, за пределами Кабула, принадлежит Талибану.  Чтобы обеспечить гарантии вывода американских войск из Афганистана, а также обеспечить относительную стабильность в Афганистане, была необходима сделка с именно с талибами.  История повторяется:  в феврале 1989 года из Афганистана были выведены войска СССР, спустя 30 лет бесславно покидают Афганистан американские войска.

Нужно подчеркнуть, что страны Центральной Азии и Россия  не очень радостно встретили это известие, поскольку присутствие американских войск в Афганистане обеспечивало хоть какую-то стабильность, а разного рода террористические угрозы купировались, ограничивались американским контингентом войск в Афганистане. Теперь этого не будет, а Афганистан, Таджикистан, частично Казахстан, Киргизия и Россия окажутся перед вероятностью более опасных угроз своей безопасности. Поэтому придется больше внимания уделять укреплению границ, антитеррористической борьбе по линии спецслужб, ограничению наркотрафика, который идет из Афганистана и распространяется на Запад и в Европу. Также следует добавить, что  Талибан  выступает против наркотиков. Но Афганистан уже давно стал очагом наркопроизводства, поскольку это приносит высокие прибыли разного рода полевым командирам и наркодельцам.

Можно, конечно,  позлорадствовать тому, что у американцев ничего не получилось в Афганистане. И еще раз сказать, что уже прошли времена американской гегемонии, и американцы бесславно покидают Афганистан. Но, с другой стороны, это будет требовать от постсоветских государств Центральной Азии и от России еще большего внимания к происходящим событиям в Центральной (Средней) Азии. Также нужно акцентировать внимание происходящему в Афганистане, наступит ли там долгожданная и более устойчивая стабилизация, или Афганистан снова войдет в полосу ожесточенной, междоусобной гражданской войны.

Успех талибов заключается в том, что они выступали как представители глубинного, коренного  народа. Они не являлись сторонниками или ставленниками Запада, России или другой страны. Они всегда выступали как последовательные сторонники против любых внешних или иностранных вторжений в страну. Поэтому по сравнению с нынешней афганской властью, либо с предыдущей властью, которая была принесена Советским  Союзом,  талибы являются патриотической силой. В борьбе против внешних вторжений, внешних интервенций, талибы были наиболее последовательной силой, выражающей глубинные интересы афганского народа.  Следовательно, любой империализм, будь он от Советского Союза или от США, не будет в почете у афганцев. Именно здесь кроются истоки устойчивости и силы талибов, несмотря на то, что есть и другие факторы. Напомню, что империалистический режим, поддерживающийся американцами долгое время, так и не принес долгожданную стабильность.

Что касается самих талибов, сейчас они стали более прагматичными и менее радикальными. И если американцы пошли на сделку с талибами, то можно ожидать каких-то гарантий выполнения пунктов сделки со стороны руководства талибов. Можно сказать, американцы достаточно четко проработали алгоритм того, чтобы сейчас Афганистан не вошел в новую фазу внутринациональной и гражданской войны. Иначе задача вывода войск  в контексте предвыборной кампании Дональда Трампа будет отчасти лишена смысла. Многие наблюдатели называли сделку достаточно рискованной для администрации президента Дональда Трампа, так как,  по сути,  она легитимизирует Талибан в глазах международного сообщества. Но для миллионов афганцев соглашение — шанс на мирную жизнь после десятилетий войн и междоусобиц.

Соглашение между США и Талибаном, как надеются стороны, поможет снизить уровень насилия в Афганистане и урегулировать политический кризис в стране. В то же время, я полагаю, что межафганские переговоры будут протекать гораздо более тяжело, чем нынешние. Главная проблема заключается в том, что талибы принципиально отказываются от переговоров с Кабулом. Послание президента Афганистана Ашрафа Гани в 2018 году, предложившего признать Талибан  политическим движением и начать переговоры без предварительных условий, демонстративно осталось без ответа. Однако в то же время Талибан не может победить правительственные войска и захватить власть. Еще одна проблема — организация переговоров с талибами. Талибан  обладает  довольно сложной сетевой структурой. Отдельные группы талибов в принципе настроены на переговоры, в то время как другие, наоборот, выступают против переговоров.

Хочу напомнить, что одним из условий договора было освобождение пленных. Президент Афганистана Ашраф Гани заявил, что, невзирая на соглашение, подписанное между США и Афганистаном, его страна не брала на себя ответственность за освобождение членов движения Талибан. В данном случае Гани хочет сохранить лицо, но поскольку без американцев вряд ли он стал бы президентом Афганистана, я думаю, эти слова имеют больше риторический смысл, а не являются на данном этапе решающим фактором афганского урегулирования.

И если вспомнить историю, в свое время россияне также вели переговоры с талибами. Я бы не сказал, что они были очень успешными,  но реально  приводили к улучшению ситуации в Афганистане и Центральной Азии. Поэтому их, в целом,  можно считать договороспособными. Понятно, что эта организация частично децентрализованная, но тем не менее там так же есть ряд обязательных для выполнения дисциплин. Главное – как в дальнейшем будут поделены полномочия между нынешней афганской властью и талибами. Именно от этого зависит постконфликтное урегулирование ситуации в Афганистане.

В подписанном соглашении сказано, что полный вывод войск США и НАТО из Афганистана в произойдет в течение 14 месяцев, будут переговоры Афганистана с Советом Безопасности ООН по исключению членов Талибана  из санкционного списка уже к 29 мая, также указано, что талибы отказываются от атак на территории Афганистана и с его территории тоже.

Говоря о достигнутых  договоренностях, следует отметить полный вывод войск, переговоры с Советом Безопасности ООН и неприменение талибами силы против территориальной целостности Афганистана, т.е. против официальной власти Афганистана. Американские войска уходят, но проамериканский политический режим и власть остается. В ходе этого соглашения должны быть прописаны гарантии физической и политической безопасности представителей нынешней афганской власти, иначе с американцами никто не сможет иметь дело. Если будет создан опасный прецедент, то и другие союзники США  засомневаются в способности Америки гарантировать им физическую и политическую безопасность.

При этом, сейчас многие издания пишут, что в Афганистане нет уверенности в том, что после вывода американских войск нынешний проамериканский режим просуществует хотя бы три года, как в свое время просуществовал три года  режим Мохаммада Наджибуллы.  Советские войска были выведены из Афганистана в 1989 году. А через три года власть просоветского режима Наджибуллы была свергнута. Тогда были повешены лидер Афганистана Наджибулла  и  его брат.  Помня об этом прецеденте, нынешнее афганское руководство не может не тревожиться  не только о своей политической судьбе, но и о своей жизни.

Если говорить о том, что будет происходить внутри Афганистана, то США и Россия могут действовать скоординировано в рамках Совета Безопасности ООН, поскольку Россия заинтересована, чтобы в Афганистане сохранялась относительная устойчивость и стабильность. В ООН приветствовали подписание мирного соглашения между США и радикальным движением Талибан. Одним из главных пунктов этой сделки являются переговоры Афганистана с Советом Безопасности ООН по исключению членов Талибана из санкционного списка. Кроме того, Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш заявил, что ООН готова оказать всю необходимую поддержку Афганистану.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь