На эту тему Фонду «Украинская политика» дал интервью Игорь Душин, политтехнолог, управляющий партнер канала политтехнологов «Интервизор»
— На сегодняшний день в Украине накоплен немалый опыт проведения различных политических кампаний. Вы, как старожил политического рынка, можете уточнить, — какие проблемы возникали с фальсификациями результатов выборов в предыдущие годы, какие самые «раскрученные» фальсификации, например, времен Кучмы или Ющенко?
И.Д. — Украина – страна молодой демократии. До рождения Украины как государства, никаких избирательных технологий не было. Все голосовалось по спискам, которые утверждались в райкоме партии. Столетие назад выборной системы тоже не было. Были совсем иные способы формирования центральной и представительной власти. Когда страна пришла к незнакомым нам традициям формирования представительных органов, мы начали постепенно учиться. Могу сказать, что ни в 1991 году, ни в 1994 еще не было фальсификаций, т.к. и участники процесса выборов, и граждане в целом еще мало что понимали. Потом начало рождаться понимание работы системы, этот процесс продолжается и в настоящее время. Например, в ряде стран в законодательстве закреплено ограничение на количество наблюдателей, агитаторов, которых партия может нанять. В Украине нет таких ограничений. Но скорее всего, уже в новом законодательстве оно появится по прецедентам, которые мы наблюдаем в настоящее время. Примерно с конца 90-х годов жульничество и фальсификации на выборах осуществлялись двумя лагерями. Оранжевый лагерь работал на западе Украины, где у них были мощнее позиции и возможность формирования большинства в комиссиях, на востоке Украины – по такому же принципу работал лагерь бело-голубых. Фальсификации были, но они были в рамках приличий. Более масштабне фальсификации осуществлялись при проведении местных выборов, когда избирали мэров, когда принимались именно местные решения, к которым центральные власти не имели отношения. Да, здесь работали фальсификации гораздо значительнее, где никто не знает, сколько комплектов печатей с избирательных участков хранится, например, в подвале дома мэра города Х или мэра города Y для того, чтобы составлять «правильные протоколы».
В сегодняшней ситуации мы имеем иную демографическую и электоральную картину. На западе Украины – огромное количество людей уехало и основная фальсификация, которую огласили политтехнологи – это голосование по чужим паспортам. Она будет усложнена позицией МВД, которое может и должно проверять списки. На востоке Украины бело-голубой лагерь сегодня во многом утратил свои возможности, утратил территории. Поэтому мы сейчас имеем «сложную ситуацию» в смысле организации работ по фальсификации.
— Социологи публикуют многочисленные замеры мнений граждан, которые показывают разные рейтинги и разные градусы «симпатий» к кандидатам. Одна из основных проблем текущих выборов – президентских и парламентских — отсутствие доверия. Сегодня на социологические компании влияет административный ресурс?
И.Д. — На социологов – нет. На граждан – да. Есть традиционно во всех странах часть людей, голосующих за действующую власть, какая бы она не была. Есть очень много людей, которым выгодно их сегодняшнее положение, поэтому они не хотят ничего менять, они хорошо устроились в жизни, и они будут голосовать за действующую власть. Не случайно же Порошенко уже «доедает» рейтинг кандидата Кошулинского. Он вытеснил его на западе Украины, у него очень хорошие позиции во Львовской области, например.
По итогам социологических опросов последних лет более 80% населения страны сегодня не доверяет ни центральным, ни местным избирательным органам. Представительные органы власти – местные советы, мэры, депутаты ВР, которые должны писать законы, они должны представлять усредненное мнение жителей ВСЕЙ страны. На сегодняшний день ни парламент, ни так называемая коалиция, которой не существует, не являются представительными органами. Также имеем совершенно корявым образом сформированную ЦВК, которая создана несуществующей коалицией власти.
Что касается социологии, она сегодня в целом как инструментарий применима, но доверять можно тем исследованиям, которые были до Нового года. То, что происходит сейчас, это уже во многом манипуляции. Ряд уважаемых социологических организаций, публикуя сегодня исследования, являются просто инструментом политической агитации и технологического воздействия на сознание граждан, когда начинают рисовать свои результаты. Но по большому счету, к сожалению, нет главенствующей политической группы в стране, кандидаты разнятся между собой просто удвоенной социологической погрешностью. Нет какой-то основной команды, которая бы вызывала доверие и создала некий мейнстрим для развития страны. Сейчас есть куча кандидатов, но поддержка каждого невелика в размерах страны, никто не знает, кто будет президентом, в том числе и тот, кто будет президентом. Мы можем над этой ситуацией иронизировать, но это плохо. В Украине получилась ситуация, не предвещающая жизни этой самой стране. Есть несостоявшаяся Демократическая Оппозиция, мучительное рождение которой мы наблюдали, но она не родилась, и несуществующая политическая сила сегодняшней власти, т.е коалиция — ее не существует по факту в парламенте. При всей этой нерожденности, несуществовании и умирании, рискует ВСЯ страна. Она рискует быть съеденной более сильными странами.
Общественной комиссией (ГРОМ ЦВК — громадська центральна виборча коміcія) презентована новая система параллельного подсчета голосов, которая будет апробирована на президентских и парламентских выборах. Что из себя представляет эта система?
И.Д. — Система параллельного подсчета голосов — проект с историей. В 2004 году я, будучи кандидатом в президенты, проводил электронный параллельный подсчет интернет-голосов, усилиями разных кандидатов и общественных организаций. Был основан сайт, на который могли вносить свои сведения представители разных общественных организаций, а весь смысл был в том, что одной площадкой пользуются несколько кандидатов. Сегодня у нас 30 тыс. избирательных участков. Но на сегодняшний день мы имеем совсем другую технологическую ситуацию. Поэтому, мы, взяв принцип параллельного подсчета одновременно несколькими кандидатами и их штабами, просмотрели все предложения, методики. Выбрали четыре, которые уже применялись при параллельных подсчетах на местных выборах в разные времена и в разных регионах. На сегодняшний день система ГРОМ ЦВК, т.е. «громадська центральна виборча коміcія» является самой современной. Первое – впервые введена фиксация результатов по технологии блокчейн, которая исключает возможность кого-либо лица внести непредсказуемо сведения в систему. И второе – внесение сведений в систему осуществляется через обычный мессенджер. Это приложение в телефонах, смартфонах, это Телеграм, Вайбер, Ватсап, которые наиболее распространены в нашей стране. Для того чтобы совершить атаку и помешать деятельности этих мессенджеров, размер агрессии должен быть невероятным. Таким образом, два эти приема – использование технологии блокчейн и внесение сведений, и невозможность остановить эту процедуру – делают систему на сегодняшний день почти идеальной. Мы ограничились 2019-2020 гг, вводя эту систему, практика ее использования весной и осенью этого года и на местных выборах 2020 года, приведут к тому, что многое изменится в технологиях. Со временем она тоже устареет, и будет создана другая система.
А какие-то недостатки есть у вашей системы? Проблемы, которые можно решить не тогда, когда она устареет, условно через три года, а вот сейчас? Есть возможности повлиять на результаты «как надо»?
И.Д. – «Повлиять» существенно на результат — такой возможности уже не существует. Система все равно сработает. Технология Blockchain гарантирует безопасность и стабильную работу системы, защищенную от любого внешнего вмешательства, прозрачность всех операций. Абсолютно все действия и операции записываются и публикуются на достоверных ресурсах. Использование независимого подхода: данные вводятся, хранятся, обрабатываются и визуализируются на абсолютно независимых друг от друга платформах. При возникновении внештатной ситуации на участке, выявлении возможных фальсификаций (аномальная явка, нетипичные результаты голосования, большое отклонение голосов «за» определенного кандидата, отклонения по голосующим на дому или испорченным бюллетеням), система сразу сообщает об этом для моментального реагирования на подобные инциденты.
Нужно, чтобы приняли участие максимально большое количество наблюдателей и членов комиссии. Мы имеем число кандидатов, которые в сумме своей покроют 100% избирательных участков. Демонстрация технологии блокчейн и мгновенное появление результатов от человека, который вносит сведения в эту систему, ставит вопрос о существовании ЦИК в принципе. Со всеми ее «пристанями и кораблями». Этот вопрос артикулирован давно, просто наша система продемонстрирует и сделает очевидным ненужность старой системы из областных, участковых, центральных… Все можно сделать гораздо проще и легче, что уже и делают многие страны.
Представители ГРОМ ЦИК будут на всех 30 тысячах избирательных участках. Там же будут представители от одного кандидата, второго, третьего. Они рассказывают про ход голосования, они сдают скан-копии или фотографии протоколов. Программа делает ненужным всю бюрократическую машину: протоколы, передвижение, фиксация, принято/ не принято. Оно делает невозможным сознательное искажение уточненными протоколами, подделку протоколов и т.п. Значительная часть традиционных нарушений, которые наловчились делать граждане на местах, становится невозможной.
А какие фальсификации все же останутся сейчас, например, на президентской кампании. Очевидно, подкуп? Тем более, голосует иногда чуть более 50% избирателей, их проще отсортировать и построить…
И.Д. — Это так называемые «сети», когда избиратель заранее согласен отложить в сторону собственное мнение и проголосовать так, как его замотивировали или ему заплатили. Есть огромное число людей в стране, которым вообще все равно как произойдут выборы. Но существуют активные люди среди этого числа безразличных, которые готовы на этом заработать. Когда выстраивается пирамида, мотивирующая людей этим заниматься, то безразличных и приводят. Их в стране, поверьте, огромное число. У нас в стране голосует 55-60%, т.е половина страны вообще не хочет голосовать. Вот они обращаются к тем, кто не хочет голосовать, которым все равно, что произойдет. Половину этой половины легко можно привести на избирательный участок, сказав, если тебе все равно, я тебе денег дам, а ты проголосуешь как мне надо.
Наша страна снова переживает этап рождения демократии. Если она не развалится на части и не будет съедена, то в ней родится новая политическая культура, в ней зародится новая политическая система, которая будет соответствовать уровню развития страны, если она хочет жить. Нельзя годами делать одно и то же, пытаясь почему-то получить какой-то новый результат. Мы накануне серьезной политической административной реформы, начиная с основного закона – Конституции, который либо приведет к рождению здоровой страны, либо это будут несколько других разных стран.