Фонд «Украинская политика» продолжает публиковать мнения экспертов о рисках для экономики Украины в 2019 году.
Экономист Виктор Скаршевский указывает, что эксперты британского журнала The Economist составили новый рейтинг угроз мировой экономике — ее перспективы ухудшаются. Эксперты The Economist полагают, что в 2019 году темпы ее роста замедлятся до 2,8% (в 2018 году прирост составил 2,9%), а в 2020 году — до 2,6%. «Однако все, что угрожает мировой экономике, угрожает и нашей стране. Украина – маленькая, открытая, бедная сырьевая страна колониального типа. Более 70% валютных поступлений – это экспорт сырьевых товаров: металл, руда, зерно. Если взять металл – это 25%, а сельскохозяйственный экспорт – 40%. Только лишь эти две отрасли дают 65% экспортной выручки, а если еще туда добавить химию, другие товары с низкой стоимостью: древесина, пищевые отходы и прочее, то это до 80%. Поэтому, если мировой экономике что-то угрожает, то это, прежде всего, сказывается на снижении мировых цен на сырье, не будет рынков сбыта, естественно, будет снижение цен. Это сразу же негативно повлияет на поступление валютной выручки в Украину, на девальвацию, инфляцию, сокращение промышленного производства и ВВП в целом. Такие ситуации мы видели в 2008 – 2009гг, когда был мировой кризис, и в 2014- 2015гг, когда резко упали цены на сырьевые товары: металл, руда, зерно. Политические события были второстепенны. Они просто усилили этот неизбежный факт, который повлиял на девальвацию и остальные моменты» — отметил экономист.
Эксперт напомнил о полной зависимости Украины от внешних факторов. За все годы независимости, Украина практически на 100% развивалась и повторяла траекторию роста мировых цен на металл, руду и зерно, т.е. это функциональная зависимость. Если они растут, то растет и украинская экономика. Как только они падают, (а они регулярно падают, там сырьевые циклы, это запрограммированная вещь), то сразу же сокращается украинская экономика. Но тут есть проблема: когда украинская экономика растет при хорошей внешней экономической конъюнктуре, она растет медленнее, чем остальные страны. А когда она падает после того, как мировые цены снижаются, она падает быстрее, чем все остальные страны. Украинская экономика еще ни разу не восстановилась после кризисов. Она не восстановилась после кризиса 2008-2009гг, начала постепенно восстанавливаться – начался кризис 2014-2015гг. Сейчас она растет медленнее, чем весь мир и страны-соседи. Когда ряд политиков говорит, что в Украине медленный экономический рост, то на самом деле – это продолжение падения. В любом случае, она восстанавливается, но сейчас ее может накрыть очередной сырьевой цикл. Это можно называть либо «мировым кризисом», либо «глубокой коррекцией на сырьевых рынках».
Виктор Скаршевский также считает, что не исключен и мировой финансовый кризис. Это тоже в конечном итоге приведет к снижению мировых цен, к замедлению развития мировой экономики, к торговым войнам – соответственно к девальвации, инфляции и сокращению производства. Украине, кстати, недавно чуть-чуть повезло. В конце прошлого года произошла авария на крупнейшем железорудном карьере в Австралии. Там снизились объемы добычи железной руды, цены на нее поднялись почти на 30% за полтора месяца с 60$ до 90$, что положительно влияет на валютную выручку Украины.
Оценивая внутренние риски для экономики страны, прежде всего, выборы и выплаты по внешним долгам, эксперт сказал, что не стоит преувеличивать политические риски, роль которых, по его мнению, не определяющая.
«Я бы даже не сказал, что выплаты по долгам — это риски текущего года. Но если Украина их будет полностью выплачивать, то денег на развитие и ни на что другое не останется. Рассчитаться мы можем, но это не решение проблемы, а усугубление ее. Здесь необходимо вести переговоры и более радикально решать реструктуризацию уже реструктуризированного внешнего долга, потому что мы должны отдать примерно 5.5 млрд $ из бюджета. А еврооблигаций запланировано привлечь 3.5 млрд $. Еще есть деньги на валютном счету, еще Национальный банк может выкупать валюту. Мы можем рассчитаться без дефолта, но это усугубление, это увеличение рисков в будущем. А деньги, которые поступают от МВФ, они в МВФ и возвращаются» — подчеркнул экономист.
Эксперт отметил, что проблемами и рисками для экономики Украины не только этого года является целый ряд внутренних факторов. «При такой экономической политике нынешней власти не произойдет никакого роста экономики. Эта власть полностью работает в интересах кредиторов. Как говорит Гройсман: «Мы повышаем тарифы на природный газ для населения, иначе будет дефолт». А дефолт перед кем может быть? Перед внешними кредиторами. Это — суть проводимой экономической политики в интересах внешних кредиторов. Также к внутренним рискам я отношу стремительное увеличение долгов за ЖКУ. Люди уже не в состоянии за них рассчитываться. Украинские граждане будут и далее беднеть. Еще один риск для экономики, даже не риск, а тенденция: может усилиться трудовая миграция. И более долгосрочный риск, с более негативными последствиями — увеличение выезда за рубеж студентов, будущего потенциала Украины. Десятки тысяч украинских студентов уехали учиться и вряд ли они вернуться. Если это продолжиться, то Украина потеряет вообще любые перспективы на экономический прорыв. Даже если возникнут некие благоприятные условия для развития страны, то некому будет работать» — резюмировал Виктор Скаршевский.