В Брюсселе стартовал очередной саммит ЕС, во время которого обсуждаются вопросы, актуальные для Европы и в мира. Прежде всего это темы Брексита и мигрантов. Брексит состоялся. Туск заявил, что новых переговоров не будет и дальше все зависит от властей Британии. Нельзя остановить этот процесс, провести новые переговоры.
Комментируя данное событие, политический аналитик Валентин Гайдай уточнил, что, скорее всего, Британия плавно будет покидать Европейские институции и в ближайшем будущем выйдет из ЕС. Почему она уходит? Британия хотела бы в ЕС «играть первую скрипку». ЕС изначально создавался как объединение «угля и стали»: Франции, Западной Германии и стран Бенилюкса. Британия никогда в ЕС не была на первых ролях. Всегда лидерами был Берлин и Париж. Британии это не подходит. Если бы на месте была Польша, то ей подошла бы «роль третьей скрипки». Тут уместно вспомнить недавний конфликт за лидерство в Европе между Францией и Германией. Видно, как Брексит отобразился на курсе фунта стерлингов — он упал. Есть тенденции к небольшой инфляции. Отобразился Брексит и на британской экономике. Мне кажется, Британия – это самодостаточное и мощное государство, у которого есть союзники такие же мощные союзники, США, например. Выход носит больше плюсов, чем минусов для Британии, но от выхода Великобритании сам ЕС пошатнется.
«Сейчас очень остро стоит проблема мигрантов. Ряд стран Центральной Европы – Польша, Венгрия, сделали демарш: они не первый год отказываются размещать мигрантов по квоте. В связи с этим в Берлине и Париже очень нервничают. Вспомним недавний инцидент в Страсбурге. Хоть это устроил и местный житель, но выходец из эмигрантской семьи. Высокая криминогенная ситуация из-за мигрантов в Европе сохраняется и в странах Бенилюкса. Во Франции, Германии очень болезненно к этому относятся и хотели бы равномерно разместить мигрантов. Сейчас идут переговоры с Варшавой, Будапештом, с Братиславой, Прагой по этому вопросу», — отметил политолог .
Так же обсуждался и украинский вопрос, но тема конфликта в Азовском море, в Керченском проливе обсуждалась менее часа, судя по официальной информации. Это говорит о том, что украинский вопрос не был ключевым вопросом повестки дня этого саммита. Т.е., он озвучивался, и мы знаем, были продлены санкции против России, но надо акцентировать внимание на том, что новые санкции не вводились. Это говорит о том, что Европа устала от санкционной войны. Есть и внутренняя опппозиция в Европе – Италия, Венгрия, Австрия, мягко говоря, не сильно поддерживают саму санкционную войну и, тем более, расширение санкций против России. Вся эта ситуация в Керченском проливе, в Азовском море, захват украинских суден, был неоднозначно воспринят на Западе, мы это видели по реакции Запада, которая была такой нерешительной и осторожной. За санкции в связи с этим инцидентом выступали в США и в странах Балтии, а также отдельные политики в Евросоюзе, однако Германия и Франция не поддерживали эту инициативу. Понятно, что от украинской проблематики в Брюсселе устали и хотели бы развязать эту проблему, но мы должны понимать, что это пока что невозможно. Не продлив санкции или смягчив их, сделав шаг назад, Европа признает тем самым свое поражение в отношении всей политики, касаемо Украины, за последние 5 лет.
Валентин Гайдай также привлек внимание к, тому, что 12 декабря Европарламент утвердил свой первый отчет выполнения соглашений по ассоциации ЕС – Украина. Постоянный докладчик Европейского парламента по Украине Михаэль Галер на дебатах заявила, что Украина сделала определенный прогресс в проведении реформ, предусмотренных СА. Однако, это скорее декларативный документ. В отчете, который евродепутаты приняли, как резолюцию, также говорится и о провалах властей Украины, прежде всего то, что результаты реформ слишком слабо ощущаются гражданами страны.
Главными приоритетами Украины должны стать – борьба с коррупцией, децентрализация, деолигархизация, — констатировали депутаты. Последний пункт – это утопия, потому что в самих странах Европы олигархат довольно мощный. Коррупция – это не новая «фишка». Постоянно возникают претензии и условия получении финансовой помощи от ЕС, и эта помощь зависит от показателей борьбы с коррупцией.
Многие эксперты, политики давно говорили, что ассоциация ничего общего с евроинтеграцией не имеет. Ассоциацию имеют ряд азиатских, латино-американских стран. Но никто не говорит об их вступлении в ЕС, это было бы абсурдно. Даже если формальных претензий к Украине нет, то это не значит, что Украина приблизилась к вступлению в ЕС. В ЕС существует мощное антиукраинское лобби, ряд стран, которые не хотят видеть Украину членом ЕС. Поэтому этот документ — отчет выполнения соглашений по ассоциации ЕС – Украина — никакой практической пользы не несет, подчеркнул эксперт.
«Отдельный абзац в тексте резолюции Европарламента посвящен проекту газопровода Северный поток-2. Там отмечается, что этот газопровод является политическим проектом и несет угрозу европейской энергетической безопасности. Но Северным потоком занимается Германия, там приняли участие британские компании, российские, компании других стран Европы. ЕС, как институция, к этому проекту не имеет отношения, а отдельные его страны – имеют. Понятно почему страны Балтии хотели бы, чтобы этот проект не был реализован. Они потеряют на транзите. Но тут выгода есть у Германии, а Германия – ключевая страна ЕС. Мне в этом аспекте интересно, почему Украина так зациклилась на Северном потоке, ведь уже введена в эксплуатацию первая ветка Южного потока или Турецкого. Реализуется много других энергетических проектов. Возможна «реанимация» подзабытого газопровода «Набукко». Недавно было подписано соглашение между Израилем и Грецией о строительстве газопровода из Ближнего Востока в Европу. Пока мы смотрим на Северный поток, как баран на новые ворота, строятся альтернативные источники доставки газа и нефти в Европу» – резюмировал политолог.