Одним из важных моментов в построении как внутренней, так и внешней политики для Украины в 2018 году, безусловно, являлся вопрос энергетики. Несомненно, в данной отрасли, на протяжении всего года, ощущалась не только зависимость от внешних факторов, но и высокий интерес внутренних игроков к переделу влияния и укрепления личных интересов на рынке энергоресурсов.

Более подробно о ситуации в украинской энергетической отрасли, а также о ключевых, как позитивных, так и негативных событиях 2018 года, мы пообщались с ведущим научным сотрудником Национального института стратегических исследований, директором специальных проектов НТЦ «Психея» Геннадием Рябцевым и экспертом в энергетической сфере, сопредседателем Фонда энергетических стратегий Дмитрием Маруничем.

Зависимость от импортных энергоресурсов и нивелирование транзитной роли

По мнению Геннадия Рябцева, несмотря на большое количество заявлений, Украине так и не удалось диверсифицировать источники и маршруты поставок в Украину практически всех энергоносителей. «Мы уменьшили свою зависимость от поставок российского ядерного топлива. Так же прекратили отношения с российскими поставщиками природного газа. Однако сохранили зависимость от поставок нефтепродуктов, произведенных в России и из российского сырья. Осталась зависимость от поставок импортного угля, как антрацитовой, так и газовой групп».

«Значительная часть решений об утверждении, о которой заявляют органы исполнительной власти, продолжает дорабатываться в течение достаточно продолжительного времени», — уточнил он. «Те задания по реформированию энергетических рынков, которые ставились в прошлом и позапрошлом году, оказались невыполненными по неизвестным широкой общественности причинам. Речь идет о разработке механизмов и инструментов реализации законов Украины о рынке природного газа и рынка электрической энергии, об обеспечении независимости энергетических регуляторов. Так же о разделении функций в вертикально интегрированных энергетических компаниях и о гарантировании бесперебойного функционирования украинской ГТЭС после завершения контрактов между «Нефтегазом» и «Газпромом»».

Также, Геннадий Рябцев акцентировал внимание на том, что целый ряд решений, которые принимаются органами власти, являются несогласованными, противоречащими друг другу, не предусматривают реальных инструментов по их реализации. «Если говорить о «сухом остатке», то принятие того или иного нормативно- правового акта считается решением проблемы и завершением реформы. Однако после принятия нормативных документов должна быть проведена колоссальная работа по их реализации».

В свою очередь Дмитрий Марунич отметил неостанавливающийся рост долгов во всех сегментах энергетических рынков, а также рост тарифов на энергоресурсы внутри страны.

По мнению эксперта Украина вплотную приблизилась к моменту, когда будет нивелирована транзитная роль. «Мы пока не имеем понимания, каким будет договор по транзиту газу. Транзит нефти сейчас на минимальных значениях и, очевидно, еще будет снижаться».

«Мы стоим на пороге дальнейшего существенного роста цен и тарифов на энергоносители, при этом – всех, не только природного газа, но и электроэнергии. Если курс гривны будет девальвировать, то и цены на нефтепродукты вырастут», — резюмировал Марунич.

Энергетическая стратегия 2035 и бесперебойная работа украинских энергосистем

В то же время эксперты отмечают и позитивные моменты, имевшие значительное влияние на украинскую энергетическую отрасль в 2018 году и претендующие на дальнейшее улучшение основных показателей.

По мнению Геннадия Рябцева, в нынешнем году был сделан первый шаг в направлении реализации энергетической стратегии Украины на период до 2035 года. Был принят план действий по реализации ее первого этапа. «В рамках этого плана действий были осуществлены достаточно серьезные мероприятия, направленные на интеграцию Украинского и европейского энергетических рынков электрической энергии, рынка природного газа. Были приняты ряд решений, направленных на обеспечение увеличения объемов добычи углеводородов, упрощения получения специальных разрешений на пользование недрами. Также были упрощены процедуры, связанные с согласованием этих решений. Ликвидирован целый ряд ограничений, которые стояли на пути привлечения инвесторов к развитию нефтегазодобычи Украины».

К позитивным процессам в украинской энергетической отрасли Дмитрий Марунич отнес и отсутствие глобальных сбоев в работе энергетических систем по жизнеобеспечении населенных пунктов, а также отсутствие крупномасштабных аварий. Еще одним показателем стабильности, по мнению Марунича, можно считать своевременное и достаточное накопление объемов энергоресурсов для прохождения отопительного сезона.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь