Директор Украинской политконсалтинговой группы Дмитрий Разумков рассказал Фонду «Украинская политика» о последствиях конфликта в Керченском проливе
Политолог напомнил, что Совет Безопасности ООН 27 ноября провел экстренное заседание по просьбе украинской стороны и стороны Российской Федерации. «Та повестка дня, которая предлагалась Российской Федерацией – не была принята. На сегодняшний момент каких-то правил прямого действия со стороны Совбеза ООН или со стороны ООН. Но информационную поддержку в этой проблеме Украина получила. Была достаточно однозначная позиция со стороны Евросоюза. Ангела Меркель выступила в качестве посредника в переговорах между украинской и российской сторонами, поскольку не удалось Администрации президента Порошенко связаться с Путиным, и это нехороший сигнал. Посмотрим, как дальше будут разворачиваться события.»
Политический аналитик рассказал о поддержке других стран в конфликте Керченского пролива. «Если мы посмотрим на позиционирование НАТО, то здесь ситуация тоже повторяется. Мы получили всяческие заверения в поддержке и в осуждении агрессии со стороны Российской Федерации в связи с тем, что были нарушены ряд международных норм, которые были подписаны и имплементированы со стороны России и Украины. Отдельной была позиция Литвы и Польши. Их реакция была одной из первых, они тоже поддержали наше государство. Была еще позиция государств, которые относятся к Черноморскому региону – Грузия, которая тоже осудила агрессию по отношению к украинским кораблям. Позиция Турции заключалась в том, что она призвала разблокировать Керченский пролив для судоходства. Также были призывы к выполнению международных договоров, которые были подписаны между государствами, в рамках которых сегодня живет Черноморский регион.»
Говоря о введении военного положения, аналитик отметил, что мы пока не видим прямой реакции других стран, поскольку это внутреннее дело нашего государства. «Но определенные «телодвижения» со стороны США, Европейского Союза повлияли на позицию президента и народных депутатов, в связи с тем, что не было введено военное положение на 60 дней. Мы видели, как менялась повестка дня. В определенной степени даже не была выдержана процедура, поскольку должен был собираться Совет национальной безопасности и обороны для утверждения этих изменений, но этого не произошло. Сначала было изменено с 60 дней на 30 дней. Если посмотрим на неформальную сторону этого вопроса, то были высказывания народного депутата Артеменко, проживающего в США, имеющего неплохие связи с администрацией Трампа. Он озвучил такую версию, что был звонок из США и дабы не дестабилизировать внутреннюю ситуацию в Украине, не отменять выборы, были уменьшены сроки до 30 дней.»
По его словам, то, что военное положение ввели не по всей территории Украины, можно связывать с определенными переговорами, которые провел президент Порошенко с лидерами мировых государств.
Эксперт уверен, выборы состоятся. «Народными депутатами было проголосовано постановление. А для того, чтобы продлить сроки, президенту придется вступать в дискуссию с парламентом. Думаю, за эти 30 дней он не сможет доказать важность и эффективность продления военного положения. Надеемся, не произойдет прямой российской агрессии по сухопутным направлениям. Исходя из обещаний президента, действия, которые предусмотрены законом о военном положении, в полной мере выполняться не будут. Ни одна из представленных в парламенте политических сил, не готова к переносу выборов.»
«Теоретически, военное положение ограничивает ряд прав и свобод, предоставленных Конституцией. Но президент озвучил, не подкрепив юридическими нормами, что все нормы прав и свобод, которые предусмотрены вышеуказанным законом, будут введены в том случае, если произойдет прямая сухопутная агрессия со стороны Российской Федерации. Если этого не произойдет, то граждане будут так же жить, как жили до 24 ноября. Уже предприняты лишь определенные действия – ограничения по пересечению государственной границы Украины. Каких-то серьезных, глобальных изменений в тех областях, на которые распространяется закон о военном положении – происходить не будет», — подытожил политолог.