Сирийский конфликт постепенно подходит к завершающей стадии. По сути антиасадовские силы в количестве нескольких десятков тысяч человек сосредоточились в провинции Идлиб. Основу их составляют джихадисты из «Аль-Каиды» и «умеренные» исламисты, традиционно пользующиеся покровительством США. Ну и два района на севере Сирии – Африн и Маджиб, где сосредоточились курдские силы, однако претензии на эти территории уже заявила Турция, начавшая в феврале 2018 года операцию «Оливковая ветвь» и, по сути, аннексировавшая Африн. Очистить Идлиб от присутствия боевиков не является задачей особой сложности для «объединенных сил коалиции», однако Асад, поддерживаемый Ираном и Россией, не спешит устраивать бойню, а надеется на успех переговоров на международном уровне между участниками процесса регулирования.
Обрисовываются и дальнейшие планы мировых лидеров по участию в восстановлении разрушенной инфраструктуры САР. И, как мы можем видеть из последних событий и встреч, здесь уже намечается ясность, кто и сколько будет платить… Или не будет.
Но сейчас не об этом.
Со дня на день возможен старт завершающей операции – если переговорный процесс зайдет в тупик. В Идлиб подтягиваются силы коалиции — как неземные, так и воздушно-морские. И так, невзначай, на этом фоне прошла встреча советника Президента США Джона Болтона с Секретарем Совета национальной безопасности РФ Николаем Патрушевым. Которые после пятичасовых переговоров заявили, будто ни о чем толком и не договорились, причем касательно всех аспектов переговоров. Ни по Украине (потом Болтон заехал в Киев посмотреть на парад), ни по другим вопросам, в том числе и Сирийскому…
Да и действительно: никаких договоренностей и быть на этой встрече не могло, здесь участники вряд ли лукавят. Ведь у упомянутых представителей, скорее всего, была иная задача — озвучить позиции сторон и согласовать тактические меры по их воплощению, что и было сделано, судя по косвенным признакам. По результатам заявлений, прозвучавших после встречи, можно сделать вывод: США требовали от России признать, что она вмешивалась во внутренние дела Соединенных Штатов. Россия в ответ потребовала от США признать, что они никогда впредь не будут вмешиваться во внутренние дела любых других государств. Понятно, что это всего лишь «дипломатический туман» — не более.
Но есть еще один интересный момент.
Суть его заключается в следующем: давеча в открытом доступе появилась информация, что в Сирии готовится некая провокация. Вроде как правительство Сирийской Арабской Республики, перестав руководствоваться законами логики и здравого смысла, решило применить химическое оружие (как сказал бы герой известного мультфильма, «Шо??? Опять???»). Аллах их знает, чего и кому там в голову взбредет, но информация запущена и уже успела набрать стремительных оборотов! Стоит только подметить, что химической атаки ещё не было, а Запад уже реагирует, так сказать, на предупреждение.
В ходе встречи Джон Болтон заявил о готовности США нанести более мощный удар, сравнительно с предыдущим, по Сирии, если, конечно, правительственные войска САР применят химическое оружие. И для пущей убедительности, чтобы, не дай Бог, никто не заподозрил Штаты в пустословии, на авиабазу Эль-Удейд, что в Катаре, передислоцировали стратегический бомбардировщик В-1В ВВС США с 24 крылатыми ракетами «воздух — поверхность». А в Персидский залив прибыл эсминец УРО «Салливанс» ВМС США с 56 крылатыми ракетами на борту (заметьте: не в Средиземное море, как это было раньше).
Исходя из приведенных фактов и логики заявлений, у президента Башара Асада, должно быть, ситуация с родни той, как пел В.Высоцкий: «То ли с неба возмездье на нас пролилось, То ли света конец иль в мозгах перекос…». Ведь другое на ум и не приходит. Кто как не сумасшедший после такого предупреждения одного из мировых гегемонов решится на подобные действия? К этому нужно добавить ещё и тот факт, что Асад никогда не был поклонником применения химического оружия – ни когда контролировал 8% территории, ни сейчас, контролируя 96%.
Теперь предлагаю посмотреть на тему с другой точки зрения и в иной логике. Как уже было сказано выше, Сирийская кампания подходит к завершению, основные участники что-то между собой ещё продолжают обсуждать – в различных форматах (преимущественно сферы влияния и послевоенное обстройство). Русские, турки, иранцы, сирийцы проводят встречи, в которых обсуждают разграничение зон интересов, и участие в «последней победной битве», а вот Соединенные Штаты подобным похвалиться не могут…
Более того: мировые СМИ и эксперты солидарны во мнении, что США проиграли войну за Сирию и что теперь фактически без них решают судьбу стратегических зон. А это недопустимо для Вашингтона, не только с позиции международной репутации, но и с позиции влияния на страны, входящие в зону их интересов. В первую очередь – Израиль и Саудовскую Аравию, которые не могут смириться с тем, что реальным получателем основных дивидендов в регионе становится ненавистный им Иран.
Поэтому завершающаяся миссия не может пройти без участия США, и к тому же, это выгодно не только Штатам, но и стороне-победителю, которая заинтересована в сохранении частичного присутствия США в данном регионе…
Разумеется, что, по объективным причинам, Америка не может участвовать в операции на стороне сирийского правительства и его союзников. Поэтому Штатам придется делать то, что у них лучше всего получается — наказывать «супостатов» за преступления против либеральных ценностей… Так что химическая атака здесь в самый раз! И если она будет, то ее несомненно используют в доказательство того, что без США в мировой политике ничего не происходит, и окончание сирийской кампании тому подтверждение…
Сложившаяся ситуация, напомнила мне сцену из фильма Эльдара Рязанова «О бедном гусаре замолвите слово», когда надзиратель вместо того, чтобы пороть заключённого, играл с ним в карты, а последний попутно выкрикивал всякие слова и звуки, которые были призваны убедить всех, кто за стеной, в надлежащем выполнении наказания. И вот когда заключённый обозвал надсмотрщика инквизитором, тот обиделся со словами — «Зачем же так?». На что заключённый спросил: «А мясником можно?», и тот ответил: «Мясником?… можно, так все говорят».
Так же выглядит и эта ситуация. Участвовать Соединенным Штатам в процессе нужно, и им это позволяют, конечно, не без публичного осуждения. Но, как и в фильме: участвуйте на здоровье, но не переигрывайте. Отсюда и один эсминец, а не авианосная группировка, отсюда и то, что заякорятся они в Персидском заливе, а не в Средиземном море, как это было раньше. Да и не удивлюсь, если цели, возможной, атаки будут предварительно согласованы с конкурентом…
Но здесь же возникает и другая ситуация: не последует ли за разговорами о химатаке в Сирии некая провокация относительно эсминца? И не обвинят ли в провокации расположенный рядом Иран, который оказывает решающую помощь Сирии и Асаду в борьбе с исламистской «оппозицией»? И не будет ли эта провокация использована в качестве казуса белли? Особенно учитывая антииранскую риторику Вашингтона и обещание наказать Тегеран?
Так что будем ожидать развития событий. А пока мы ожидаем, появилась информация от представителя генштаба РФ Игоря Конашенкова, который заявил, что для инсценировки химической атаки в город Джиср эш-Шугур провинции Идлиб боевиками «Хайят Тахрир аш-Шам» доставлены восемь ёмкостей с хлором, которые после передачи боевикам группировки «Хизб ат-Туркестан аль-Ислами» вывезены в деревню Халлюз, что в нескольких километрах от Джиср эш-Шугура.
Но конечно же: оснований доверять этой информации нет, ведь нам известно, что русские постоянно врут, ведя гибридные войны.
Фото DW